Украшения-амулеты. Пермский звериный стиль.

Особенные находки. Что попадает под катушку металлоискателя?


Таинственное «Чудское наследство», украшения, при взгляде на которые многим вспоминается своеобразное искусство воинственного кочевого народа – скифов. Те самые тонкой работы золотые изделия, которые во множестве находят учёные в знаменитых скифских курганах. Действительно, манера исполнения во многом схожа, но Пермский звериный стиль это вне всяких сомнений самобытное историко-художественное явление в нашей (общероссийской) культуре. Притом, что если скифское золото держали в руках единицы, то бронзовые амулеты (бляшки, накладки, привески) выполненные в технике Пермского звериного стиля время от времени попадают под катушку металлоискателя кладоискателей, ведущих поиск на территории Пермского края и близлежащих областей.

Надо отметить, несмотря на то, что как правило, украшения эти выполнены не из драгоценных металлов, они ничуть не менее интересны и загадочны, чем золотые скифские.


Что же такое Пермский звериный стиль?


«Это искусство мелкой металлической пластики, характерное для народностей населяющих пермскую землю. Наиболее древние предметы пермского звериного стиля датируются VIII – III вв. до н.э., а расцветом звериного стиля считается период с VII по IX вв., который носит название «ломоватовской культуры». Для этого периода характерны сложные композиции, соединяющие в одном изделии человека, животных, птиц и даже фантастических существ».

Считается, что пермский стиль вобрал в себя как местные, так и кочевнические сибирские художественные достижения и даже привнесённые скифские. Искусство это возникло в результате взаимопроникновения лучших северных и южных художественных наработок и получило широчайшее развитие на протяжении всего первого тысячелетия н.э. вплоть до XII-XV вв.


Амулеты Пермского звериного стиля.


Отличительная особенность Пермского звериного стиля - это преобладание образов животных (зооморфные) и людей-животных-птиц (зооантропоморфные) в изображённых сюжетах. Сами же сюжеты по большей части связаны с мифологией финно-угорских племён и являются яркой иллюстрацией наиболее устойчивых древних легенд.

Искусство Пермского звериного стиля отражает представления людей об окружающем мире, общественный строй племён, хозяйственную деятельность и т.п.


Амулеты Пермского звериного стиля.


На предметах из бронзы в виде людей и животных изображена жизнь на земле, в небе, подземный мир, прошлое, настоящее, будущее, а иногда мы можем увидеть и то, как представляли древние мастера движение солнца, звёзд, смену времён года, даже Вселенную. Проще говоря, картину мира, какой она виделась народам, жившим на территории современного Пермского края и довольно обширных прилегающих земель в период с VIII в. до н.э. по XV в. н.э включительно. Верхняя датировка, разумеется, очень условна.

Естественно, что Пермский звериный стиль включал в себя изображения таких образов животных, каких нет в других звериных стилях, например, в том же Скифском.

На большинстве изделий в центре композиции собирательный образ человека, зачастую сложный, в виде человека-лося, птице-человека и т.п., иногда застывший будто бы в задумчивости, а иногда динамичный: шагающий, летящий, гибнущий и возрождающийся.


Амулеты Пермского звериного стиля.


Хорошо чувствуется, что люди не стремились выделить себя (любимого) из окружающей среды (природы), возвести, так сказать, на пьедестал «венца творения». Наоборот, как только могли, старались подчеркнуть своё единство со всем сущим.

Учёные допускают, что часть изделий вполне могла быть просто украшениями, но то, что часть использовалась как амулеты и обереги сомнений не вызывает. Хотя, на мой взгляд, в те времена вообще любое творение рук человеческих, а уж тем более украшение несло определённую сакральную нагрузку.


Амулеты Пермского звериного стиля.
Амулеты Пермского звериного стиля.
Амулеты Пермского звериного стиля.


Кстати сказать, местное население придавало особое значение поясу, как оберегу, именно на него в основном крепились амулеты. Потому и не мудрено, что терялись бляхи, накладки, привески довольно часто.

Что касается непосредственно технологии производства изделий, то известно, что основным приёмом изготовления предметов было литьё в жёстких формах. Рисунок, вернее контур рисунка, наносился на заготовку, далее ножом вырезалось само изображение. Технология требовала абсолютной точности и большого мастерства.

продолжение следует...

Д. Нукратец.