Крест-энколпион. Часть 2

Особенные находки. Что попадает под катушку металлоискателя?


Из части I - Все предметы или вещества, что соприкасались с мощами, имеют для верующих ту же силу (лечебную, защитно-обережную), как и те, что соприкасались непосредственно со святыми угодниками при жизни.


Понятно, что отсюда же и обычай раздачи святой воды, следующий после совершения обряда омовения мощей. По всей видимости, именно на эту сложившуюся церковную практику и было рассчитано хорошо налаженное на Руси изготовление меднолитых крестов-энколпионов. Тем более что в большинстве случаев иконография изображений на створках этих крестов соответствовала практически любой размещённой в них общехристианской святыне. Как уже упоминалось в предыдущей части статьи, надписи о вложенных реликвиях обычно отсутствуют на створках крестов-энколпионов, вероятно, как раз изображения на наружной стороне створок (часто подписные) и служили заменой этим надписям.

Тут ведь надо принимать во внимание ещё и тот факт, что на начальном этапе христианизации своих канонизированных святых на Руси не было.

Потому шансы, доподлинно установить какие именно реликвии содержались в энколпионах домонгольского периода Руси, близки к нулю. Исключение здесь составляют лишь кресты-энколпионы с изображением святых князей Бориса и Глеба. Появление складней с такими изображениями чётко увязывается с обретением мощей первых русских святых. Собственно, только эти кресты и могли быть в домонгольский период мощевиками в буквальном смысле слова, т.е. действительно содержать реальные мощи русских святых.

Но время не стоит на месте, древнерусские храмы постепенно наполнялись реликвиями, в том числе и из Святой земли. Церковные иерархи и представители высшей светской власти остро нуждались в «своих» святынях и, разумеется, эти святыни получали благодаря дипломатическо-династическим связям. Возможно, что-то доставлялось и паломниками.

Таким образом, Древняя Русь прошла тот же путь, что и все государства, принявшие христианство, в первую очередь, конечно Византия, а русской христианизированной элите было, у кого перенимать опыт в распространении новой веры.

Кстати, в те далёкие времена торговля святыми реликвиями была довольно обыденным явлением, как в Византии, так и за её пределами. Вот и выходит, что крест-энколпион вовсе не обязательно являлся принадлежностью исключительно князей церкви или представителей высшей знати, как об этом иногда пишут. Реликварий, естественно вместе с содержимым, мог приобрести любой состоятельный человек, что косвенно подтверждается и сведениями, почерпнутыми из новгородской берестяной грамоты конца XI - начала XII. Само собой речь не идёт об обладании, например частицей Истинного древа Креста, такое было доступно не каждому крупному городу или властелину, что уж говорить о просто состоятельных людях. Но менее значимые реликвии как их хранилища (кресты-складни) вполне могли принадлежать какому-то купцу или дружиннику и в какой-то момент быть ими потеряны или спрятаны.

Вот поэтому-то кресты-энколпионы (мощевики) и попадаются, время от времени нашему брату, поисковику... Не так часто, как хотелось бы, но...

Что касается датировки - тут тоже всё не просто. Объясняется это тем, что уже сама возможность большого количества повторов изделия затрудняет объективную привязку его к конкретному (узкому) периоду. Это, конечно, не есть хорошо...

Правда, на сайтах кладоискателей и коллекционеров «сидят» знатоки, которые в состоянии чётко идентифицировать определённые типы крестов, но, как часто они ошибаются – вопрос?

Зато с развитием нашего хобби стали известны ранее нигде не упоминавшиеся и неведомые науке разновидности крестов-энколпионов (мощевиков), что не может не радовать.


Крест-энколпион.
Из собрания ГИМ с изображением князей Бориса и Глеба.


Крест-энколпион.
Мощевик.
Центр изготовления: Новгород XV в.
Серебро, берилл, кварц, не драг. металл; литьё, золочение, скань, резьба.
10.5 х 5 см.
ГИМ.


Крест-энколпион.
ГИМ.


Крест-энколпион.
Из находок неизвестных копарей.


При подготовке данного материала использовались сведения из статьи А.А. Песковой.

Д. Нукратец.