Грани нашей истории. Клады и Картофельный бунт.


На Руси без картошки – что гулянка без гармошки.

(Народная поговорка)

Как известно, на Руси клады прятали всегда, это вообще было обычным способом хранения сбережений, ну а уж в период войн, смут и всевозможных неурядиц количество кубышек, припрятанных в земле, значительно увеличивалось.

Основываясь на собственном опыте и информации, которой делились со мной друзья и коллеги по увлечению, я обратил внимание на один интересный факт.


Кладов начала и конца XIX века известно достаточно, а вот 30-е,40-е годы XIX века представлены кладами значительно слабее. Речь идёт, конечно же, о наиболее часто встречающихся поисковикам монетных крестьянских кладах.



Клады России


В чём тут дело? Вокруг царило такое благоденствие, что и нужда прятать в «земляной сейф» добро нажитое тяжким трудом у людей отпала? Слабо вериться. Как и в такое беспросветное обнищание крестьянства, что и «на чёрный день» ничего было отложить.


Клады России
Клады России
Клады России


И вот, решил я узнать, не происходило ли чего-либо особенно примечательного в 30-40-50-е годы XIX века на просторах Российской империи, но не в общем, а на территориях вполне конкретных губерний - Вятской, Казанской и Пермской.

Всё-таки эти губернии, сегодня области, посещаемы мной и моими друзьями чаще всего.

Как выяснилось – конечно же, происходило. И события 40-х годов XIX века заинтересовали меня ничуть не меньше изначальной (кладовой) темы.

Народные волнения, бунты, войска...


А всё дело было в такой привычной для нас сегодня – картошке!


Картошка


Впервые в Россию картофель попал усилиями Петра I, отправившего из Роттердама мешок картошки графу Шереметьеву, с приказом рассаживать клубни без какой либо системы по разным полям. Попытка, понятное дело, не увенчалась успехом. Затем уже Екатерина II озадачилась распространением этого овоща по всей территории империи вплоть до Сибири и Камчатки. Однако тоже не очень-то в этом деле преуспела. Мало того, были случаи отравления картофелем, т.к. крестьяне по незнанию употребляли в пищу зелёные, только зарождающиеся клубешки и ботву. Даже особый циркуляр разослали по стране, о том, как правильно выращивать картошку.

Ну, так или иначе, а повсеместное «окартофеливание» подданных императрице не удалось.

Неизвестно, когда бы ещё картофель занял почётное место за столом русского человека, не приключись в 1839 году большого недорода хлебов, охватившего и районы черноземной полосы. В 1840 году в тогдашнюю столицу империи Петербург стали поступать сведения о гибели озимых в катастрофических для страны масштабах и начавшемся голоде. А голод практически всегда сопровождают массовые беспорядки. Императору докладывали, что толпы голодающих людей бродят по дорогам и грабят проезжих, кроме того, нападают на помещиков, требуя от них хлеба.

Правительством Николая I было принято решение возместить недостаток хлеба картофелем. А посадки картофеля проводить и расширять в обязательном, приказном порядке.


Николай 1
Император Николай I (Романов).


Итак, крестьянам предписывалось: «... приступить к разведению картофеля во всех селениях, имеющих общественные запашки. Где нет общественных запашек, посадку картофеля делать при Волостном правлении, хотя на одной десятине».

Причём требовали сажать картофель с таким расчётом, что бы получать с урожая по 4 меры на душу населения.

Вроде бы царь и правительство делали всё от них зависящее, что бы избежать голода в стране, но, как не редко у нас случается, перегнули палку, в результате внедрение новшества сопровождалось жесточайшим насилием над крестьянами.

Всё это привело к тому, что голодные бунты слились с общим недовольством народа крепостническими порядками, а так же с озлобленностью за жёсткие меры, понуждающие к разведению картофеля.

Мелкие возмущения перерастали в массовое крестьянское движение, правда, изначально лишь, так называемых, удельных крестьян. Тем более что как раз в 30-х годах XIX века Николай I провёл реформы, налагая на удельных крестьян новые повинности, ещё более ущемляющие их права.

Но после того как появилось предписание черносошным (государственным) крестьянам выращивать картофель на волостных наделах безвозмездно, не остались в стороне и они.

И в первую очередь потому, что восприняли это как обращение и их в крепостную зависимость. Причём Царя–батюшку в этом не винили, крайним оказался министр земледелия, граф Киселёв.


Граф Киселёв
Граф Киселёв П. Д.
Министр государственных имуществ член Государственного совета.


Сильно накаляли итак непростую обстановку распускаемые кем-то слухи о якобы грядущем введении «новой веры». Например, старообрядцы, коих в России было не мало, причём основная часть проживала как раз в сельской местности, яростно противились посадкам картофеля, а уж тем более употреблению его в пищу. Как только они его не называли – «плод блудницы», «чёртово яблоко», «плевок дьявола». Поддерживаемые своими проповедниками старообрядцы сопротивлялись посадкам картофеля особенно упорно.


Бунты крестьян
Бунты крестьян


Властям даже пришлось задействовать армию, было немало убитых среди крестьян. А уж на каторгу сколько отправилось...

Скажем, в Казанской губернии дошло аж до применения артиллерии.

В общем, понятно, что вовсе не сам картофель, а меры чиновников, которыми они пытались побудить крестьянство к его разведению, притеснения и злоупотребления властей послужили причиной бунтов.

В историю массовые крестьянские волнения вошли под названием «картофельные бунты». Происходило всё это с 1840 по 1844 годы и охватывало в основном Вятскую, Казанскую, Пермскую и Саратовскую губернии, кстати, там же ранее прокатилось и восстание крестьян под предводительством Пугачёва. Разве что Вятскую губернию посетили лишь разведывательные Пугачёвские отряды.

История конечно занимательная, но что с кладами? Смута, бунты и последующая за этим расправа, вот уж действительно реальный повод заныкать нажитое, да понадёжнее.

А может быть, из-за неурожая и голода все заначки были попросту проедены и потому кладов этого периода попадает сравнительно немного?

Что же, вполне себе достойная версия...

Д. Нукратец.