Збручский идол. История одной случайной находки.


Збручский идол - уникальный артефакт проливающий свет на то, каким на самом деле был миропорядок в понимании наших далёких славянских предков. Изучение вытесанных на нём изображений приоткрыло исследователям некоторые тайны древней Руси и позволило утверждать, что планка художественного мышления, а значит и уровень культуры славян живших в X веке были значительно выше, чем это считалось ранее.


Как всё начиналось.


Август 1848 года выдался особенно жарким. Двое пастушат подростков надумали искупаться в речке Збруч (запад Украины). Уже входя в воду, они заметили человека лежащего на дне, разумеется, перепугались, выскочили из реки и дали дёру до близлежащего села Лычковцы (около 5 км.), где нашли местного урядника и сообщили ему об утопленнике. Тот послал их куда подальше... Что и понятно, кому же захочется тащиться по жаре из-за неясных детских фантазий, тем более что эти земли были вне зоны его юрисдикции.


Река Збруч.
Река Збруч.


Парнишки оказались настырными и обратились к пограничникам, ведь река Збруч была не просто водной артерией местного значения, как раз по ней в XIX веке проходила граница между Российской империей и Австрией.

Однако служивые тоже отнеслись к информации равнодушно, и лишь таможенники проявили заинтересованность и поехали проверить, что за утопленник «болтается» в пограничной реке. Оказалось это и не человек вовсе, а каменное изваяние, лежащее у самого берега. Просто раньше оно было скрыто под водой, а в связи с затянувшейся жарой Збруч обмелел, и голову статуи стало видно.

Начальник таможни рассказал о курьёзе своему знакомцу, управляющему имением польского шляхтича Константина Заборовского, некоему Беньковскому. Управляющий заинтересовался находкой и организовал извлечение занятной статуи из реки.

Отмыв и расчистив добычу, все присутствующие смогли хорошенько разглядеть изображения на ней. Долго обсуждали, что же это за рисунки такие, в результате признали находку поганым (языческим) кумиром (идолом) и решили на всякий случай припрятать «от греха».

Достаточно надёжным местом для хранения сочли двор того самого ленивого урядника Брушкевича в селе Лычковцы, который ранее «отфутболил» пастушков-находчиков.

Под овином во дворе Брушкевича истукан и пролежал до наступления зимы, а затем был продан, а возможно и подарен владельцем имения Константином Заборовским известному любителю и коллекционеру старины графу Потоцкому. Граф видимо предполагая, что попало к нему в руки, передал артефакт в Краковский музей (Польша), где тот и находится, по сей день.

Прискорбно, ведь уникальная находка вполне могла сегодня храниться в Государственном Историческом Музее или Эрмитаже. С другой стороны, хорошо, что вообще не была потеряна для науки.


Загадочные изображения.


Збручский идол


Что же представляет собой Збручский идол?

Это четырёхгранный столб, высеченный из серого известняка высотой 2, 67 м, разграничен по горизонтали на три яруса, на каждом из которых нанесены оригинальные изображения. Верхний ярус 160 см, средний 40 см, нижний 67 см. Получается, идол разделён всего на 12 секций, одна из нижних секций пустая, 11 содержат антропоморфные изображения.


Збручский идол


Верхний ярус - под общей шапкой конической, округлой формы размещены крупные изображения двух мужчин и двух женщин, все в длинной подпоясанной одежде. Соответственно, по одной фигуре на каждой из сторон идола. Один мужчина изображён с мечом и конём, другой с солярным знаком на одежде. Женщины, одна с рогом, вторая с кольцом.

Средний ярус – так же изображения мужчин и женщин, но значительно мельче, чем на верхнем ярусе, кроме того они не подпоясаны. Некоторые считают, что изображения среднего яруса образуют хоровод, т.к. руки фигурок разведены в разные стоны характерным образом.

Нижний ярус – одна сторона пустая (стёсанная?), на противоположной к ней изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух оставшихся сторонах похоже та же фигура мужчины только в профиль, обращённая коленями к стороне, где коленопреклонённый мужчина показан анфас. Считается, что такое расположение фигур нижнего яруса позволяет определить лицевую сторону идола.


Збручский идол

Збручский идол
Так могли проходить моления у Збручского идола.
Збручский идол
Збручский идол


продолжение следует...

Д. Нукратец.