Монеты рассказывают. Древние (языческие) символы на средневековых русских монетах.
Монеты, эти молчаливые свидетели истории, служат очередным подтверждением тому, что нам нагло врут, когда заявляют с умным видом, дескать, с крещением Руси в X веке, древняя вера бесповоротно канула в Лету, а христианство, утвердилось повсеместно.
Тверские медные монеты, так называемые – пулы. Сам факт их существования говорит о том, что языческое мировосприятие в XIV-XVвв. было в полной мере присуще не только отдельным представителям «дремучих» низов тогдашнего общества, но и элите, в данном случае, светской власти. Ведь только князь решал, что будет изображено на монете.
Достаточно часто на различных древнеславянских памятниках дохристианского периода встречаются изображения скотьего Бога – Велеса в образе быка. Вот, здесь как раз тот самый случай.
Монеты (пулы) Великого княжества Тверского XIV-XV вв.
Велес у древних славян, это, кроме всего прочего, податель богатства и прочих благ, а в Твери имелась чрезвычайно влиятельная купеческая прослойка. Так что всё логично, как-никак Тверь была крупнейшим торговым центром средневековой Руси.
Между прочим, изображения Велеса пропадают после присоединения Твери к Московскому княжеству, что тоже понятно. Церковь являлась мощнейшим инструментом управления массами и ни к чему Москве, позиционирующей себя на тот момент средоточием православия, были подобные символы.
На Руси, впрочем, как и в других культурах, с утверждением новой религии старые боги объявлялись бесами, а уж Велес покровитель волхвов в первую очередь. Так откуда же, если верить летописям, в «насквозь» христианизированной стране могли взяться неприкрытые языческие пережитки?
Ещё одна монета Тверского княжества. Чеканилась при Борисе Александровиче Тверском (1420-1462 гг.) На ней изображён весьма популярный (подробно описан у Б.А. Рыбакова) в дохристианское время сюжет – «Вознесение, или полёт на небо Александра Македонского». Эта композиция появлялась и на первых русских православных храмах, тогда церковнослужители пытались объяснить её с точки зрения христианства, но видимо не слишком в этом преуспели. Уже ко времени монголо-татарского нашествия изображать, где либо, «Вознесение Александра» попросту запретили.
Что означает сюжет?
Великий завоеватель (язычник, кстати), с помощью приманки поднятый на небо двумя птицами, по другой версии грифонами.
Средневековье в Русской истории в религиозном отношении нередко называют - двоеверием, думается, суть термина понятна. И в этот период Александр часто изображался без приманки, с двумя жезлами в руках, что позволило некоторым учёным (в том числе Рыбакову) предположить, что здесь мы, возможно, видим ещё одно славянское божество - Дажьбога.
Ну и само собой надо учитывать, что монета чеканилась как раз в то время, когда Тверь на равных спорила с Москвой за право стать во главе Руси. Соответственно на монете могли быть отображены монархические претензии Тверских князей.
Разумеется, монеты с языческой символикой бытовали не только в Тверском княжестве.
продолжение следует...
Д. Нукратец.
Комментарии
Оставить коммент