Как найти деревянный самолет?

Истребитель шестнадцатый, или И-16, был создан в далеком 1934 году. Чудо советской конструкторской мысли, одномоторный истребитель-моноплан с деревянной конструкцией и фанерной обшивкой, в больших количествах поставлялся в Испанию, где шла гражданская война. Но эти страницы истории И-16 обычно остаются за кадром. Главное свое применение истребитель из дерева и фанеры получил на воздушных фронтах Великой Отечественной войны. 

 

 

«Ишак», «Ишка», «Ишачок» был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года. Несмотря на то, что самолет уже устарел, пилотируемый опытными летчиками, И-16 успешно противостоял в бою новым немецким истребителям. Превосходя противника в горизонтальном маневре, деревянные истребители обеспечили оборону воздушного пространства СССР и держали ее вплоть до появления новых моделей советских истребителей. 

Многие советские летчики-асы начинали свою службу и вступали в бой с самолетами Люфтваффе на легендарном истребителе И-16.

 

 

Одним из них был Свиридов Василий Михайлович – младший лейтенант, командир звена, пилот 738-го истребительного авиационного полка 105-й истребительной авиационной дивизии Грозненского дивизионного района ПВО Северо-Кавказского Военного Округа.

 

 

5 августа 1942 года в 14-30 с аэродрома Минеральные Воды для выполнения боевой разведывательной задачи взлетели 2 самолета И-16, пилотируемые лейтенантом Свиридовым и старшим сержантом Казаковым. В двух километрах от Невинномысска советские самолеты были атакованы двумя вражескими самолетами Messerschmitt Bf.110 – мощными двухмоторными истребителями с цельнометаллическими корпусами. Силы были неравны, но И-16 героически пошли в атаку. 

Прикрывая своего молодого коллегу-летчика от атаки вражеских самолетов, младший лейтенант Свиридов Василий Михайлович совершил маневр, и его самолет получил прямое попадание. Вот как описывает окончание боя выживший сержант Казаков, пилот второго И-16: «Самолет лейтенанта Свиридова был подбит, самолет горел, командир звена лейтенант Свиридов с самолета не выпрыгнул. Самолет упал 1,5-2 км юго-восточнее Невинномысска».

Место падения самолета так и не нашли. Немудрено: деревянные детали сгорели, и осталось мало что. По прошествии лет не осталось даже никакой воронки, чтобы обнаружить место катастрофы.

История данного случая была выяснена поисковиками Юга России. Но встал вопрос: как найти останки деревянного самолета? Выход был. Во-первых, двигатель. На И-16 устанавливали английские двигатели Bristol Jupiter, выпускавшиеся по лицензии в СССР как М-22, и его цилиндры были сделаны из алюминиевого сплава. Во-вторых, силовой набор хвостового оперения тоже был из дюралюминия. Плюс опоры шасси и многие детали в кабине. Все это можно засечь при помощи металлоискателя. 

 

 

Поисковики взяли одну из популярных моделей и выехали в район Невинномысска. В состав объединенного поискового отряда вошли поисковый отряд Следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю, поисковый̆ отряд Ипатовского городского округа «Сапсан», поисковый отряд НЭТ «Кавказ-Поиск», Пост № 1 города Невинномысска, казаки села Ивановского и семья Людмилы и Александра Шкиренок.

В итоге при помощи металлоискателя (и, конечно, большой проделанной архивной  и исследовательской работы), место падения И-16 лейтенанта Свиридова было выявлено. 

 

 

«Останков летчика пока не обнаружено. Место падения самолета благоустроено. На этом месте планируем поставить памятный знак», - сообщили ставропольские поисковики.

Поиски продолжатся.