Алюминий указал на место крушения самолета

Искать самолеты – одна из сфер деятельности поисковиков, представителей «Поискового движения России». Это почетная, но трудная и важная обязанность. Справиться с ней всегда помогают качественные металлоискатели.

 

 

На сегодня известно, что в Сахалинской области поисковики работают в рамках проекта «Вечный полет»: выезжают в поисках мест падения самолетов, чтобы установить судьбы экипажей. Несколько выездов было совершено в Смирныховском районе на места падения двух самолетов, реактивного и поршневого.

Один из самолетов обнаружил житель села Победино Роман Борисов. Место крушения располагается в районе реки Поронай, восточнее села Буюклы. Местность труднодоступная, по земле без специальной вездеходной техники не добраться, так что поисковики воспользовались другим путем: по полноводному Поронаю на моторной лодке. Пришлось проплыть около 40 км.

На месте поисковики принялись за изучение лежащих фрагментов и поиску заводских номеров. Судя по расположению обломков, самолет шел с запада на восток, упал в нескольких десятках метров от реки, пропахав широкую и длинную воронку, в конце которой нагреб большую кучу земли. 

«Ощущение такое, как будто трактор опустил отвал и поехал вперед, углубляясь в землю и нагребая перед собой кучу земли. Выглядит, как капонир под танк. В самой воронке много авиационного алюминия, а из бугра торчат фрагменты левого двигателя»,– поделился впечатлением от увиденного один из поисковиков, Иван Сторожев.

По фрагменту руля высоты удалось установить, что в этом месте упал реактивный самолет Як-28. Все найденные фрагменты изучались тщательно, и на нескольких из них был обнаружен скорее всего заводской номер 1211, написанный краской, затем были найдены еще несколько дублей этого номера. На месте также была обнаружена часть тормозного парашюта, фрагменты крыльевых стоек шасси, оно у самолета было велосипедного типа.

Надо сказать, что Як-28, и в целом данный тип самолетов, стоял на вооружении 528-го истребительного авиационного полка с середины 60-х по конец 70-х годов прошлого века. 

 

 

«На данный момент нам известны две катастрофы в этом полку. В 1979 году на учебной «спарке», при заходе на посадку ночью, в районе Рощино, погиб экипаж в составе замкомандира полка подполковника Куликова и старшего лейтенанта Красикова. А зимой 1980-го года один из перехватчиков, в крутом пике пробив лед, упал в Охотское море, экипаж не нашли», - рассказал поисковик Алексей Охрименко.

Вот как описывает в своей книге «Остров Сахалин и Як-28» этот случай летчик Геннадий Чергизов: 

«В одном из самых рядовых контрольных полетов на спарке произошла катастрофа, несколько даже нелепая: ночью, в простых условиях, при заходе на посадку самолет на снижении плавно столкнулся с землей – экипаж просто перепутал высоту. Считали ее на тысячу метров большей, так и снижались по схеме захода с прямой – сначала до высоты тысяча метров, потом до шестисот, но это была не тысяча метров, а уже ноль. Видимо, расслабились – рутинный контрольный полет, условия простые, экипаж опытный. Инструктор подполковник Куликов, летчик старший лейтенант Александр Красиков. Вечная им память».

Второй самолет, который осмотрели поисковики, также находился в районе реки Поронай, добираться к нему тоже пришлось по воде, затем идти пешком по тундре. Про этот самолет местные жители давно говорили, но попасть на него никак не получалось. Его фрагменты, блестящие на солнце, были видны на спутниковых снимках. За 100 метров до места падения поисковикам начали попадаться фрагменты самолета. 

По гофрированным элементам стало понятно, здесь упал бомбардировщик Ту-2, затем эту версию подтвердили и другие элементы конструкции самолета. Воронка еще была во льду, а тундра заморожена, поэтому многие детали не удалось в этот раз поднять на поверхность. Из воронки торчал фрагмент задней части самолета с хвостовой стойкой шасси. Рядом – одна из основных стоек шасси и лопасти винта. Вокруг воронки разбросаны элементы кабины экипажа, бронезащита, фрагменты разобранного двигателя. 

На фрагментах было обнаружено большое количество заводских шильд с номерами, но точно пока установить заводской номер самолета не удалось. Пока известная лишь его серия - №34. 

Теперь поисковики ждут, когда тундра окончательно оттает, чтобы вернуться и поработать в воронке. Необходимо откачать воду и вытащить все фрагменты погибшего самолета, чтобы найти заводской номер, а также проверить ее на наличие останков экипажа. Также активисты планируют собрать все относительно целые фрагменты самолета и вывезти с места падения. В будущем эти и другие детали самолета пополнят фонды Музея авиации, который активисты планируют создать на Сахалине.

Поисковое движение РФ