Кладбище старых самолетов

Наверняка вы уже прочитали или каким-то образом услышали про кладбище военных кораблей в Балтийске, в последнее время на слуху. Его обсуждают в блогах, соцсетях и в СМИ.

Но есть еще одно место, практически в самом Калининграде, совершенно нераскрученное. Это хранилище заброшенной авиатехники. И находится оно в знаковом для всего мира месте — на территории старейшего европейского аэропорта Девау.

 

 

История аэропорта

 

Первый гражданский самолет с пассажирами на борту поднялся со взлетной полосы Девау более 100 лет назад, в начале ноября 1919 года. Это был рейс Кенигсберг-Берлин. 

Осенью 1922 года открылось основное здание аэровокзала для пассажиров. Выдержанное в красном цвете здание хорошо вписалось в местный ландшафт и стало архитектурной достопримечательностью города, писал в своей книге о Девау калининградский писатель и историк Валерий Цветков. Аэропорт находился в двух с половиной километрах от центра города и в 350 метрах от трамвайной линии. Расположение Девау было очень удачным: добраться до аэродрома можно было за 20-30 минут, а ко всем регулярным рейсам подавали специальные автомобили для доставки пассажиров.

 

 

Уже через пару лет Девау получил статус первого в Европе гражданского аэропорта — это случилось после создания совместного германско-российского предприятия «Дерулюфт». Оно одним из первых в мире стало заниматься регулярными авиаперевозками. В 1920-х годах здесь открылась самая протяженная в Европе авиалиния Москва — Кенигсберг. Одними из первых в Кенигсберг этим рейсом прилетели поэт Сергей Есенин и американская танцовщица Айседора Дункан. А Владимир Маяковский под впечатлением от полета написал стихотворение «Москва-Кенигсберг». 

В период между двумя мировыми войнами Девау считался одним из лучших аэродромов своего времени, во многом став прообразом современных аэропортов. Тут были зал ожидания, диспетчерский пункт управления, отапливаемые ангары, где размещались до полутора десятков самолетов, централизованная система заправки топлива и отдельная стоянка для авиатехники. Здесь же швартовались дирижабли.

 

 

Полеты по маршруту Москва – Кенигсберг и обратно осуществлялись до нападения нацистской Германии на Советский Союз. 

После войны Девау стали использовать на местных маршрутах, к 70-м годам упразднили и их. Гражданская авиация СССР к тому времени уже перешла на реактивные самолеты, а принимать их взлетная полоса Девау не могла чисто технически. Так первый в Европе аэропорт потерял статус пассажирского. 

Во второй половине 80-х на базе Девау организовали местный аэроклуб ДОСААФ, какое-то время здесь бурно развивались парашютный спорт и малая авиация. После распада Советского Союза финансирование аэроклуба сильно сократилось, он увяз в долгах, а сам аэродром начал приходить в упадок. 

Самолеты не на что было ремонтировать и обслуживать, и сейчас самый старый европейский аэропорт больше напоминает кладбище брошенных самолетов, которые ржавеют и разрушаются с течением времени.

 

 

Девау сегодня

 

В январе 2018 года губернатор Калининградской области Антон Алиханов впервые заявил, что на аэродроме Девау планируется создать парк «Патриот», но вопрос опять же упирался в ситуацию с землей, арендованной ДОСААФ на 49 лет. В конце сентября 2019 года Алиханов подтвердил свое намерение.

Ну а 15 октября 2019 у аэродрома Девау появились дорожные строители. Они снесли ограждения авиационно-спортивного клуба и начали подготовку к строительству дороги. Оказалось, что компания «Балтдормостстрой» получила разрешение на строительство второго участка Восточной эстакады. Для новой дороги правительство изъяло почти сотню земельных участков площадью от 9 до 1,5 тысяч квадратных метров. В том числе будут снесены некоторые немецкие здания в пределах бывшего Девау…

 

 

В целом, можно предположить, что в ближайшие пару лет Девау окончательно исчезнет. 

Хорошо, что я успела посмотреть на него вживую.

Р. Юзенас