Наука о кладах

Клады изучает малоизвестная экзотическая наука сингология (от английского слова thing - «вещь»), однако в России этот термин не прижился и почти никогда не употребляется. И это странно, потому что традиция описания и изучения кладов у нас насчитывает уже не одну сотню лет. 

 

 

Разберемся в терминах

 

В.А. Бердинских в книге «История кладоискательства в России», в частности, отмечает: «Под словом "клад" в Древней Руси подразумевали бревно или колоду с выдолбленной серединой. Приношение языческих жертв называлось "кладенис"». Как тут не вспомнить меч-кладенец, который в русских былинах и сказках герою следовало откопать!

Кроме того, Бердинских отмечает, что клад обозначался и другими терминами: «поклажа», «сокровище», «захоронка». То же самое пишет и известный историй С.П. Щавелев, он опирается на такие обозначения клада, как «поклажее» или «имущество, неизвестно кем сокрытое». Такие же слова, обозначающие клад, можно найти и в других источниках.

Оба ученых полагают, что интерпретация клада и кладоискательства, как и отношение к ним, менялось в разные исторические эпохи. Это заметно и в наше время. Сравним определения клада в советскую эпоху и в нашу. 

Для советской трактовки откроем Советский энциклопедический словарь. Вот что там можно прочитать: «Клад - спрятанные, чаще всего зарытые в землю вещи, не взятые владельцем и позднее случайно обнаруженные. Ценный исторический источник».

Сегодня же нам ближе предельно актуальное определение клада, выведенное кладоискателями:

«Что такое клад с исторической и материальной стороны?

Ценность клада имеет три составляющих:

1. Материальная ценность (чаще материал выполнения объекта).

2. Художественная ценность (форма выполнения объекта).

3. Историческая ценность (условия и время возникновения и использования объекта).

Таким образом, кладом может являться любой материальный объект, который будет иметь ценность по любым из указанных составляющих, и попадает под статью 233 Гражданского Кодекса РФ, то есть собственник ценностей не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право».

 

 

Что касается самих кладоискателей, то и для них на Руси существовали определения: «бугорщики», «находчики», «копатели», «копатели древностей», «курганники», «дикие кладоискатели». Сегодня к ним примкнули «расхитители гробниц», «профессиональные грабители могил», «джентлемены лопаты и металлоискателя», «черные археологи», «криминальные археологи», и нейтральное – «поисковики». Каждое из названий говорит само за себя и отражает суть времени.

 

Исторический экскурс

 

Первые упоминания кладов и кладоискательства в отечественной историографии встречаются в средневековой агиографии – проще говоря, в житиях святых. Например, в Киево-Печерском патерике. Затем тексты о кладах стали более доступными: в конце XVIII столетия появляются рассказы о путешествиях по России, и в них как раз приводится множество легенд о кладах, а также рассказывается о находках. 

 

 

Окончательное оформление науки о описании кладов произошло в еке, когда в научном сообществе России проснулся неподдельный интерес к традиционной отечественной культуре, в первую очередь к устному народному творчеству, в том числе «кладовому» фольклору. Науку это можно назвать «кладовой историографией», она отражена в текстах, так скажем, в описаниях. Сегодня информация о кладах больше уходит в визуальную составляющую: используются фото и видеоматериалы.

 

Виды кладов

 

Один из аспектов сингологии – конечно же, классификация. Поэтому перечислим выделенные наукой типы кладов.

 

 

  • Денежные, денежно-вещевые и вещевые. Денежные клады делят на клады длительного и короткого накопления. Для первых характерен пестрый состав монет и значительный временной промежуток их чеканки, обращения и накопления. В кладах короткого накопления преобладают монеты последних лет или одного периода чеканки, по определению специалистов, дававшего монеты одного веса, одной пробы, одного достоинства, с единой системой номиналов.
  • Культовые. Пример таковых – многие из языческих кладов, поднятых на территории Премского края и Верхнего Поволжья, захоронение которых, как считают специалисты-историки, носило культовый характер. Для того чтобы задобрить богов, в землю, скорее всего, в местах традиционного культа, закапывали подобные «бескровные жертвы», в состав которых могли входить как монеты, так утварь и оружие из дорогостоящих металлов. Главной отличительной чертой таких кладов являются символы, нанесенные на содержащиеся в них предметы. Чаще всего они означают голод, болезни, неурожай. Такие находки рассказывают, чего боялись закладчики кладов и какими именно средствами они пытались избавиться от бед. Кроме Руси, подобные находки довольно часто встречаются в Скандинавии.
  • Легендарные. Как отмечает Бердинских, «легендарные клады - часть истории и культуры России. Вокруг них клубятся мифы, стоит столбом пыль столетий и бликует отсвет ярчайших событий русской истории». Чаще всего такие клады – манок кладоискателей разных поколений: их активно ищут, но так и не нашли. Приведем известные примеры: клад Стеники Разина, Пугачевскиая казна, золотой обоз Наполеона, золото Колчака и т.д.
  • Разбойничьи. Такие клады ищут стар и млад в по всем городам России, ищут, ориентируясь на названия окрестных пещер, рощ и холмов. По народным поверьям, именно они указывают на места захоронения кладов разбойников, будь то Кудеяр, Стенька Разин, Емелька Пугачев или кто-то другой. 
  • Волшебные или зачарованные. Вне сомнения, связаны с языческими обрядами и магическими культами. О них повествуют древние легенды, в частности о «Золотой бабе» или «Золотом коне», часто в равной степени тревожащие как романтика-кладоискателя, так и профессионального археолога.
  • Дворянские или купеческие клады. Самые поздние по времени и в наибольшей степени соответствующие недавней истории. Связаны с оставленными своими владельцами дореволюционными усадьбами.

 

 

Кладоискатели

 

Здесь тоже определения разные. C.П. Щавелев: «У стихийного интереса людей к древностям имеется своя оборотная, причем теневая с точки зрения науки и культуры сторона. Имеется в виду кладоискательство - грабительские, самовольные раскопки памятников старины (на территории Восточной Европы в основном курганов) с целью обогащения».

Мнения из интернета другие: «Кладоискательство – это хобби для тех, кто увлекается историей своего края, стариной. Эти люди имеют постоянный доход от основной работы. А находки чаще всего на окупают или частично окупают стоимость оборудования и затрат на поездки».

Есть еще одна интересная точка зрения. Некоторые специалисты считают кладоискателей (сингоманов) людьми с психологической зависимостью (такой же, как игроманов, например). 

Что касается классификации кладоискателей, просто перечислим названия. Они говорящие, и, думается, пояснять их не нужно.

  • Пляжники
  • Старатели
  • Диггеры
  • Курганники
  • Копатели (полевики)
  • Гробокопатели
  • Трофейщики
  • Дайверы
  • Домушники
  • Чердачники 
  • Подпольщики
  • Поисковики

 

Кстати, еще один вид появился в нашей стране недавно при усилиях компании «МДРегион». Это геокешеры, а точнее –МДКешеры. Охота за сокровищами здесь идет в качестве соревнования с призами.

 

 

Официальная позиция общества насчет кладоискателей постепенно меняется. Вот что пишет Л.А. Беляев в журнале «Российская археология»: «Сегодня ученые вынуждены попытаться увидеть свою науку не только изнутри, но и со стороны, увидеть современную археологию как общественное явление. Ведь давно уже в огромной своей части это не чистая наука, а именно яркая и своеобразная часть социальной жизни в самом широком смысле слова. Это и шоу, и сфера идеологической, политической и коммерческой деятельности. Она может стать важным полигоном для воспитания патриотизма в новых поколениях. Ее потенциал как элемента социальной жизни в России практически еще не раскрывался». Все это – о любительской археологии в том числе.

Так что, как нам кажется, именно в этих словах знающего и академическую, и любительскую археологию ученого и гражданина, есть глубокий смысл и даже призыв к формированию не только общественного мнения, но и механизма связей между археологами и кладоискателями. Будем верить в лучшее.

Павел Макаров,

по статье Т.Н. Арцыбашевой