Шикарные находки – блохоловки!

Зачем человеку может потребоваться блохоловка, думается, объяснять излишне. Конечно, чтобы блохи и прочие кровососущие паразиты меньше кусали хозяина. Актуальны такие приспособления были в XV-XVII веках в Европе.

 

 

Выглядели блохоловки по-разному, но чаще всего это были резные «орешки», в которые помещалась тряпочка, смазанная кровью и медом, а также меховые воротники. Некоторые дамы носили с собой ручных зверьков: ласок, горностаев, ведь известно, что температура тела у них выше, а значит, блохи кусают их охотнее. Вот такой вот пикантный секрет знаменитой «Дамы с горностаем»! Хотя зоологи давно доказали, что на картине не горностай, а хорек-альбинос или куница.

 

 

Но нас с вами интересует не это, а лишь самая дорогая и блистательная разновидность блохоловок в виде шкурки пушного зверя, отделанных золотом и драгоценными камнями. 

 

 

Первый раз «куница, та, что накидывается на плечи, с головой и лапками из золота, и с глазами из рубинов, с бриллиантами на морде и лапках» упоминается в перечне предметов, принадлежавших знаменитому герцогу Бургундии Карлу Смелому, в 1467 году. В следующий раз подобный пушистый аксессуар упомянут в документах Изабеллы Арагонской, герцогини Миланской, а затем и Изабеллы д'Эсте, маркизы Мантуанской. Правда, позже речь шла уже не о куницах, но об еще более дорогой шкурке – соболиной. Как его называли в Италии, zebellino.

С начала XVI века zebellino регулярно упоминается в рукописях, переписке, документации, перечнях драгоценностей, списках подарков и т.п. 

Чаще всего для аксессуара брали шкурки соболя, хорька, куницы, реже использовали шкурки горностая и рыси. Для отделки головы и лап зверька использовали золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, хрусталь, эмаль. В экземплярах попроще использовали ничем не украшенные шкурки.

 

 

Zebellino с мордочкой из кости или из драгоценного металла обычно пристегивали к поясу длинной цепью или накидывали на плечи/плечо. Есть множество дамских портретов, где представительницы знати держат аксессуары в руках. По картинам можно понять, что блохоловки были поистине шикарными.

На пике популярности в XVI-XVII веках блохоловки носили практически все, кто мог себе это позволить – от царствующие особ и аристократов (в числе которых были Генрих VIII и Мария Стюарт, Маргарита Савойская и Альбрехт V Баварский, а также Лукреция Борджиа) до почтенных матерей семейств и куртизанок.

Но позже, в XVI веке во многих государствах ввели «законы против роскоши». В итоге блохоловки предписывалось украшать скромнее или даже вовсе от них отказаться. И на долгое время об аксессуаре действительно забыли. Может быть, это было связано с повышением санитарно-гигиенического уровня в городах Европы. Блох стало меньше, блохоловки не требовались. На картинах они воспринимались лишь как модный аксессуар из меха. 

 

 

Версия о том, что zabellino использовались для ловли блох, впервые была высказана в 1894 году австрийцем Венделином Бёхаймом, в написанной им биографии Филипинны Вельзер,супруги Фердинанда II, эрцгерцога Австрийского. 

А автор исследования, посвященного zabellino, Тауни Шеррилл, подчеркивает, что на протяжении почти всей своей истории их называли именно так, либо же куницей, соболем, а никак не блохоловками. Так что, может быть, и правда это был просто модный аксессуар? 

В любом случае, найти накую блохоловку из золота  с каменьями было бы неплохо, согласитесь.

Павел Макаров