Клад атамана Шкуро

На юге России почти в каждом населенном пункте есть местные легенды о кладах. Например, в Георгиевском районе Ставропольского края считают, что один из курганов скрывает золотую тачанку. Почему тачанка? Непонятно. А в Буденновске на дне реки Буйволы будто бы лежит золотая карета Чингисхана. Но это все, скорее, из области народных легенд. Но есть клад, к закладке которого были реальные предпосылки.

Историки считают, что в смутные времена Октябрьского переворота, когда никто не знал, надолго ли установится новая власть, многие состоятельные люди могли делать схроны до лучших времен.

Существует мнение, что большая часть ценностей могла осесть у атамана Андрея Шкуро — легендарной личности, создателя первого в России спецназа, «волчьей сотни», которая во времена Первой мировой войны наводила ужас на противника. 

 

Андрей Георгиевич Шкуро

 

Во времена Октябрьской революции атаман оказался в Ставропольском крае и спас от гибели сотни гимназистов, офицеров, инженеров, учителей, дворян и промышленников, которых собиралась расстрелять ставропольская ЧК. Жители Ставрополья поныне чтут память своего спасителя — например, в самом Ставрополе в настоящее время активно действует народное общество памяти атамана Шкуро.

Летом 1917 года на Кавказских Минеральных Водах отдыхало много высокопоставленных лиц, в том числе представители царской фамилии и знаменитая балерина Матильда Ксешинская (да, та самая, о которой россияне узнали из фильма «Матильда»). Все приехали со своими драгоценностями и думали к осени вернуться в столицу, но вышло по-другому, и они вынуждены были бежать. В этом им неоценимую помощь оказал атаман Шкуро. Например, Ксешинской он помог бежать в Анапу. 

 

Драгоценности Матильды

 

Естественно, спасенные делились с ним своими ценностями. Но когда в 1920 году атаман эмигрировал во Францию, денег у него с собой не было. Значит, он их где-то спрятал. Так возникла легенда о кладах Шкуро. 

Искать информацию о расположении кладов нужно в архивах, где зафиксированы какие-либо сведения о передвижении войск атамана.

Или вот – к размышлению информация из области баек. В книге В. Тер «Золото кубанской рады» есть некоторые данные о кладе атамана Шкуро. Приводится следующая история со слов старожила Николая Герасименко: «Жила в селе, теперь его называют ее именем - Розановской, - чопорная и дюже красивая пани Роза. У нее было много земли, но хозяйствовать на ней не умела, да и не хотела. Сдавала ее пришлым мужикам («наброду») в аренду по рублю за десятину. Тем и жила. День-деньской принаряженная: то у окна ее видят, то во дворе — кофеи с мармеладом распивала. Словом, барыня. Потом революция. Зажиточные селяне подались в белую армию, кто победнее, вестимо, в красную. Однажды под вечер застучали копыта на дороге – казаки нагрянули. Пьют самогон, пляшут, песню горланят. И тут откуда ни возьмись – сам батька атаман Шкуро, пьяный, шаблюка на боку. Шкуро у пани Розы остановился, там свое веселье.

В ту ночь сосед, дед Аким, за бычками в балку сповадился. Слышит: что-то звяк да звяк. Присмотрелся: какие-то мужики в форме яму копают. «Чи хоронят когось?», — подумал. Притаился старый, дохнуть боится. А тут и телега подъехала к копачам. Сняли с нее ящик вчетвером – тяжелый, видать, и на бечевах спустили в яму. Хорошо то место землицей присыпали, утоптали. А потом своих коней по схрону несколько раз прогнали, чтобы, значит, скрыть его от чужих глаз... 

Уехали шкуровцы, а дед Аким через недельку-другую с сынами решил попытать счастья, раскопать тайник. Но опять белые нагрянули. Отложили задуманное до весны, да только старый захворал, да и помер. Перед смертью своей бабке открылся про ящик. Позже она людям про тайну поведала».

В целом, даже по логике, можно предположить, что атаман вполне мог закапывать часть богатств, чтобы не возить с собой и откопать в трудный час. И на карте Ставрополья действительно есть хутор Розановский.

 

 

Надо сказать, трудный час застал Андрея Георгиевича Шкуро настал только во времена Великой Отечественной войны. Шкуро обратился к немцам в июне 1941 года, предложив помощь в формировании казачьих дивизий в составе. По итогу Шкуро был назначен начальником Казачьего резерва при Управлении казачьих войск. Далее атаман, уже в чине генерала, создал Казачью дивизию на территории Польши. 

В июне 1945 года генерал вместе с тысячами казаков был передан англичанами Советскому Союзу. 17 января 1947 года Шкуро был повешен. Перед этим его неоднократно допрашивали. Интересно, рассказал ли атаман про спрятанное золото и драгоценности? Возможно, стоит поискать следы документов о допросе. 

 

 

P.S. Важным источником о перемещениях атамана Шкуро по югу России могут стать также его мемуары. Книга А.Шкуро «Записки белого партизана» вышла в 2013 году. 

Павел Макаров