Отправляемся в лес!

Обратил недавно внимание: мало помалу поиск с металлоискателем в открытых полях теряет свою привлекательность, особенно для копарей с большим стажем. Нет, не то что бы там совсем уж нечего было делать – думаю, на наш век находок еще хватит, просто выхаживать приходится площадки подолгу и очень тщательно. А вот найти что-то стоящее получается крайне не часто, разве что ходить по распаханному и разбороненному полю комфортно.

 

 

Много стало нашего брата – любителя приборного поиска. В поле с металлоискателем сегодня можно встретить самых разных людей: школьников и пенсионеров, сельских жителей и менеджеров крупных компаний – в общем, кого угодно. Наше хобби приобрело в последние годы чрезвычайную популярность, а монеты и прочие ништяки, как известно, не грибы, после дождя снова не вырастают.

Еще не так уж давно я, например, мог, не особо напрягаясь, найти несколько деревень на карте, проставить точки в навигаторе, и хотя бы одна-две из них «стреляли», то есть на поверку оказывались небитыми. Соответственно, и находки попадали – случалось, даже не десятками, а сотнями штук! 

Теперь все стало гораздо сложнее, куда ни сунься – уже копано или ехать надо к черту на куличики, подальше от жилых мест и обрабатываемых сельхозугодий. Собственно, в этом и есть проблема: нет времени на дальние продолжительные экспедиции и поиск новых мест в глуши. Да и доступны такие точки для поиска обычно лишь по весне. 

Вот и ходим практически друг за другом. Нашли несколько монеток и еще там чего-нибудь – уже хорошо. Может, как развлечение выходного дня это и нормально, но тем, кто видел, держал в руках настоящий хабар, как-то маловато будет. 

И что дальше? 

А дальше имеет смысл попробовать перебраться в леса. Я сейчас не говорю о поиске средневековых поселений, речь идет о привычном для большинства поиске по XVIII-XIX вв. и вплоть до советов. Как оказалось, немало починков, заимок, переправ и прочего подобного на сегодняшний день наглухо заросли и визуально ничем уже не отличаются от других участков леса. Это я еще не говорю о дорогах, коих между деревнями было множество, местах, где путники отдыхали, каких-то других точках притяжения людей, пасеках, ловах. В общем, там, где сейчас лес стеной стоит, лет сто назад могли быть вполне себе обжитые места. Причем зачастую находятся эти лесные урочища совсем рядом с распаханными, давным-давно известными и освоенными копарями бывшими деревнями. Мало того, на некоторых из этих урочищ вообще нет следов присутствия копарей – многие из них попросту не были нанесены на карты. Почему – вопрос отдельный. Причины могли быть разные, но факт: нет на картах и все тут. 

 

 

Я как-то озадачился, попытался найти десяток мелких починков и заимок, значащихся в переписи на наиболее популярных среди наших местных поисковиков картах - ПГМ (1778-97 гг.) и еще одной карте (2,5 версты в дюйме) последней четверти XIX века. Так вот, отмечены были только 6 из них. И это на обеих картах в общей сложности, а на каждой из них по отдельности – и того меньше. А сколько всего было всяких выселок в один-два двора, которых в переписях и списках никаких нет – большой вопрос! Однако, полагаю, много. 

Понятно, что такие вот мои лесные изыскания далеко не всегда заканчиваются успешно, бывало и впустую среди елок полдня продираешься. Но это по-любому интереснее, чем бродить по полю со стерней по колено в надежде выцепить пропущенную предшественниками полезную цель.

 

 

 

Кстати, у меня довольно много знакомых из Подмосковья, так они уже не первый год как перешли на лесной тип поиска без всяких карт. Нечего, говорят, в полях стало делать. 

Д. В.