Бронзовые дельфины древней Ольвии

Часть 1

Часть 2

 

Еще в начале XX века появилась версия о сакральном, религиозном предназначении монет в форме дельфина. Предполагали их отливку в пределах храма Аполлона, использование в обрядах и как «вотивного предмета» (предмета, связанного с клятвой или обещанием богам). Для этого были свои веские основания. Как покровитель мореплавания, Аполлон Дельфиний первоначально сам мыслился в образе дельфина, поэтому дельфины, сообразительность которых не ускользнула от наблюдательного ума древних греков, рассматривались в Элладе как священные животные, связанные с морскими божествами и представлениями о счастье. Более того, согласно греческим верованиям той поры, дельфины были залогом счастливого перехода умершего человека в потусторонний мир.

 

Аполлон Дельфиний. Изображение на древней керамике.

 

Культ Аполлона в Северо-Западном Причерноморье был тесно связан с оракулом этого божества в Дидимах, который сыграл немалую роль в процессе ионийской колонизации Северного Причерноморья. В понтийских священных писаниях Милета Аполлон почитался как врач, целитель. Результаты новейших археологических исследований позволяют утверждать, что Аполлон Врач был главным божеством ольвийского полиса на раннем этапе его истории. С этим культом связано и оформление первых монет-слитков в форме стрелы (стрела – символ и атрибут Аполлона), которые приобрели функцию денег в трех центрах почитания культа Аполлона Врача: в Аполлонии, в Истрии и в Ольвии.

Однако, впоследствии культ Аполона Врача стал уступать место в Ольвии культу Аполлона Дельфиния. Связано это, видимо, с тем, что экономика Ольвии в огромной степени держалась на промыслах, связанных с морем. 

 

 

В честь Аполлона Дельфиния со второй половины VI века до нашей эры в Ольвии и стали выпускать монету, по внешнему виду очень напоминающую дельфина. В начале V века до нашей эры в городе был воздвигнут храм в честь этого божества. Поэтому так легко укоренилось представление, что ольвийские дельфины были монетами, выпускавшимися храмами или святилищами. Храмовые монеты известны в античном мире.

Таковы серебряные статеры, выпускавшиеся храмом Зевса и Геры в Олимпии. Сятилище Аполлона Дидимейского, находившееся близ Милета, выпускало мелкие серебряные монеты еще в начале эллинистической эпохи. Причислить ольвийские дельфины к числу сакральных монет было предложено Б. Ляумом. Этот ученый считал, что денежное обращение зародилось у греков в культовой сфере и берет свое начало в практике жертвенных пиров и общественных жертвоприношений. В дельфинах Ляум видел символическую жертву богам, а монетой они стали значительно позднее, когда уровень торговли в древнегреческих полисах достиг определенного высокого значения.

 

 

Большой специалист в сфере античной нумизматики А.Н.Зограф не исключал того, что мелкие дельфины служили разменной монетой главным образом в религиозно-культовой сфере, он полагал, что находки их в погребениях подтверждают такое предположение. «При расплате с богами и загробным миром, - писал он,- предпочитают пользоваться утратившими ценность средствами обращения, сохраняя полноценные деньги для живых». 

Первые монеты-дельфины были найдены в ритуальном сооружении, где обнаружены жертвенные ямы, зольник, посуда и другие культовые предметы, а также на местах погребений ольвиополитов. 

 

 

Вероятно, это и послужило отправной точкой для возникновения версии о сакральном предназначении бронзовых дельфинов. Но с каждым годом увеличивалось количество обнаруженных слитков, стали попадаться и крупные клады с подборкой совершенно разнообразных по весу и форме дельфинчиков. Это несколько пошатнуло «религиозную теорию» и привело к выводу о повсеместном обращении ольвийских дельфинов во внутренней полисной торговле. И тем не менее через 100 лет после возникновения теории сакрального происхождения бронзовых дельфинов на интернет-площадках все еще можно встретить и такую атрибуцию этих денежных слитков: «1/25 обола. г. Ольвия, монета-дельфин. Монета от Дидамского оракула Аполлона Дельфиния Умиротворителя, вес - 1,45 г».

 

 

Возможно, фигурки дельфинов действительно применялись в дни весенних праздников – Дельфиний, во время которых ольвийцы прославляли Аполлона за возобновление прерываемого на зиму мореплавания. Считалось, что Аполлон Дельфиний превращался в дельфина и вел корабли нужным курсом. Но это не было их основным предназначением, а скорее сопутствующей функцией. Ведь сегодня монета, брошенная в фонтан туристом, также не чеканилась специально для этого. Просто она оказалась под рукой. 

Еще один вариант применения монет-дельфинов в ритуальных целях – использование их в захоронениях в виде «обола Харона» (Харон – мифологический перевозчик душ через реку Стикс в Аид – подземное царство мертвых, получавший за это плату в виде одного обола). Не оспаривая такое использование монет-дельфинов, некоторые ученые все же считают, что сначала фигурки дельфинов выступали как официальные деньги государства, а уж потом реальные монеты стали применяться в роли «оболов Харона». В данном ритуале важна двойная символика монет-дельфинов: с одной стороны, монета как плата Харону, с другой – образ самого дельфина как покровителя счастливого перехода в царство мертвых.

 

Продолжение следует…

 

Алексей Фоминых