В Москве нашли старинную воровскую монету

В ходе работ по благоустройству в Соймоновском проезде был обнаружен артефакт, который, как предполагают археологи, представляет собой воровскую монету XVIII века. С помощью таких приспособлений карманники незаметно разрезали кошели или одежду горожан.

Как объяснил глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов, такая монета с загнутым и остро заточенным краем называлась словом «писка», а пользовавшийся ею вор — писарем или резчиком. 

Для создания воровского инструмента, найденного в Соймоновском проезде, использовалась монета номиналом две копейки, отчеканенная в период с 1757 по 1761 год. По предварительной оценке специалистов, это старейший из подобных артефактов, найденных на территории Москвы.

 

 

Это не единственная находка, связанная с преступными кругами Москвы прошлых веков. Так, в мае 2016 года во время работ на Тверской улице был обнаружен инструмент середины XVII века для чеканки фальшивых монет — так называемый маточник.

«Есть еще одна находка, которая, вероятно, непосредственно связана с маточником. Это большой клад медных монет времени Алексея Михайловича, найденный в Кадашевской слободе, в котором каждая десятая монета оказалась фальшивой», — добавил Алексей Емельянов.

 

В Кадашевском кладе было около 1000 медных монет.

 

Находили археологи и фрагменты зданий, где располагались, например, кабаки. В них нередко собирались в том числе и воры. Так, при раскопках на Манежной площади обнаружили трактир «Скачек», известный в узких кругах в XVIII веке. В этом заведении стены погреба были сложены из могильных плит, украденных на расположенном поблизости кладбище Моисеевского монастыря. Интересной находкой здесь стал кувшинчик с двойным дном: так обманывали покупателей в XVII веке мошенники, продававшие дорогой парфюм.

Благодаря исследованиям московских археологов буквально оживают страницы книг Владимира Гиляровского, ярко описавшего быт и нравы представителей городского дна Москвы. Специалисты тщательно работают с находками, изучают, кому они могли принадлежать, как попали в культурный слой. Это удивительный процесс. И даже такая, казалось бы, неприглядная сторона жизни москвичей, оказывается, сохранила для потомков множество тайн, многие из которых еще только предстоит разгадать...