Создатель Кремлевского дворца увековечен на монете

Серебряная памятная монета «Константин Андреевич Тон» вышла 30 ноября в серии «Архитектурные шедевры России». Ее номинал – 25 рублей, диаметр 60 мм, масса драгоценного металла – 155,5 грамм, сплав 925 пробы, качество «пруф». Тираж – 1000 штук. 

Как обычно, на лицевой стороне монеты – греб РФ и соответствующие надписи. А на оборотной стороне изображение комбинированное. Во-первых, это портрет Константина Андреевича Тона, во-вторых - Большого Кремлевского дворца. И всё это на фоне силуэта архитектурного ансамбля Красной площади.

Слева от портрета архитектора – надпись в три строки: «КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ ТОН» и выполненное в цвете изображение капители.

 

 

Русский архитектор Константин Андреевич Тон родился 26 октября 1794 года в семье обрусевшего немца, ювелира Андрея Тона. В девятилетнем возрасте мальчика определили в Петербургскую Императорскую Академию художеств, и уже в 16 лет он создает свои первые проекты крупных зданий. В 1815 году Тон оканчивает академический курс с золотой медалью, позже стажируется в Италии.

Пробыв за границей 10 лет и получив звание академика Римской Археологической академии, Константин возвращается в Петербург, где его сразу же зачисляют в Кабинет Его Величества. 

 

Портрет работы Карла Брюллова. 1823-1827 гг.

 

В 1830 году Тон принимает участие в конкурсе на строительство храма Христа Спасителя в Москве. И здесь Константина Андреевича ждал успех – в 1832 году император начертал на его проекте одобряющую резолюцию. С этого времени начинается благоволение Николая II к архитектору, и Тона настигает оглушительный успех. 

В 1837 Николай Первый возлагает на него строительство нового дворца в Кремле. Большой Кремлевский дворец в итоге получается одновременно и традиционным, и новым: парадные его интерьеры поражают величием и роскошью, а сам дворец органически вписывается в средневековую застройку Кремля.

 

Большой Кремлевский дворец, рядом справа – восстановленный Храм Христа Спасителя.

 

Тон считается создателем так называемого русско-византийского стиля храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление Николая I. 

Кроме этого, Константин Андреевич по императорскому поручению проектировал железнодорожные вокзалы в Санкт-Петербурге (Московский, Царскосельский) и Москве (Ленинградский).  

Что касается карьеры, то Константин Андреевич дослужился до чина тайного советника, а с 1854 года стал ректором Императорской Академии художеств. 

Умер Константин Андреевич в Петербурге 25 января 1881 года, где и был похоронен на Волковском кладбище.

В строительной практике середины и второй половины XIX века композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие здания в провинции возводились по образцовым проектам столичного мастера. 

 

Троицкий собор в Яранске

 

Некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами русско-византийского стиля. Это соборы в городе Яранске Кировской области, Томске, Красноярске или церковь в Любани около Санкт-Петербурга.