Бронзовая маска античного бога обнаружена с помощью CTX 3030


В завершении 2015 года была сделана уникальная археологическая находка - маска греческого бога Пана (Фавна в римском пантеоне). Наш соотечественник, Александр Ермолин, являющийся одним из крупнейших специалистов зарубежного археологического института, первым обнаружил древний артефакт. Кстати, с помощью металлодетектора CTX3030 от компании Minelab.

 

pan-mask

 

"Черт побери, ребята, вы еще никогда не видели такой удивительной находки!" - было первым, что услышала группа из 15 археологов, работавшая под руководством доктора Майкла Айзенберга в Антиохии Гиппосе (Сусита), расположенном трёхстами метрами выше Галилейского Моря.

 

pan-mask2

Д-р Александр Ермолин вытаскивает маску из земли

 

 

pan-mask3

Д-р Майкл Айзенберг с только что выкопанной маской Пана

 

Дальнейший рассказ записан со слов одного из археологов, участвующих в раскопках.

"Мы поспешили к Александру, когда услышали, как он кричит нам о находке и увидели, что он достает что-то большое и металлическое, в комьях земли, неподалеку от одной из базальтовых стен башни. Через несколько секунд мы поняли, что из-под слоя земли на нас смотрит лицо. Наспех очистив большую грязь мы более пристально осмотрели находку — большую бронзовую маску греческого бога Пана (в римской мифологии Фавн) или, возможно, сатира (мифическое существо, наполовину человек, с козлиными ногами и рогами). Маска уставилась на нас яростным, остекленевшим — почти что трагическим — взором, ее рот был искривлен в беззвучном крике. Все были просто изумлены размером маски и ее необычайным качеством. Но чего-то подобного мы все же ожидали, ведь как-никак Гиппос был процветающим полисом (городом), входящим в Декаполис (Десятиградие). Расположенный на востоке от Галилейского Моря, на гребне горы Сусита, Гиппос был основан в середине второго века до н.э. Селевкидами. Греки называли это место Антиохия Гиппос (от греч. “hippos” - лошадь).

 

pan-mask4

 

Примерно в 100 футах (30 метрах) к югу от круглой башни, мы начали раскопки очередного строения из базальта. Данное строение имело стены высотой примерно 6.5 футов, широкие и прочные, построенные из небольших, хорошо подогнанных друг к другу базальтовых блоков, на основании чего можно было предположить, что это была угловая защитная башня, соединенная с системой обороны у подножия горы. Именно тут один из наших ведущих специалистов, Александр Ермолин, обнаружил маску Пана, сканируя верхний слой почвы металлодетектором недалеко от базальтовой стены башни. Продолжив раскопки этой башни, мы наткнулись на плотный земляной пол, утрамбованный за долгие годы использования, над которым лежала маска. Пол датируется примерно первым веком н.э., но мы предполагаем, что маска не лежала непосредственно на полу, а попала на это место позже.

 

pan-mask5

 

Процесс реставрации маски занял несколько месяцев и мы смогли изучить ее более внимательно, используя современные методы фотограмметрии. В качестве ведущего специалиста для этого была выбрана Эли Герштейн, глава фотограмметрической лаборатории Института Цинмана . В качестве дополнительной экспертизы, профессор Сариэль Шалев провел РФА (рентгено-флуоресцентный) анализ маски.
В результате проведенных исследований, о находке мы можем сказать следующее - создана она из бронзы высшего качества, весом чуть менее 5 килограммов, при длине и ширине около 30 сантиметров и это просто чудо, что она дошла до нас практически в идеальной сохранности".

 

pan-mask6

 

Маска изображает молодого человека с небольшими рожками на лбу, слегка прикрытыми челкой. На подбородке небольшая козлиная бородка, к сожалению, почти не сохранившаяся. Уши длинные, заостренные. Похожие маски, созданные под влиянием театральных масок, были широко распространены и существовали и в Греции и в Риме, но все они были сделаны из камня и почти никогда не использовались по прямому назначению, непосредственно как маски. Несколько скульптур, имеющие общие черты с нашей находкой, сделаны из мрамора или бронзы и датируются примерно 1-2 веком н.э. Как правило, такие скульптуры изображали сатиров, иногда — Панов или Фавнов. Их общие черты — молодое лицо (иногда яростное, а иногда и проказливое или хулиганское), небольшие рожки на лбу и заостренные уши. Маска из Гиппоса обладает этими чертами, однако дополнительно, для лучшей передачи образа, мастер решил добавить козлиную бородку.

Благодаря этому, в маске легко опознать греческого бога Пана или, что более вероятно, его римского «коллеги», Фавна — маска изображает именно личность Бога, а не стандартного безымянного сатира.

 

pan-mask7

 

Датируется маска примерно 1-2 веком н.э., и хоть возраст, вес, размеры и металл, из которого она создана, определены, ее назначение до сих пор остается загадкой.

 

Для чего она была создана, кто и при каких обстоятельствах ее носил?

 

На эти вопросы ответов пока нет, возможно, дальнейшие исследования маски и региона, где она была найдена сумеют приоткрыть для нас завесу этой многовековой тайны.