Кем спрятаны клады, которые мы находим? Часть 2.

Немного об обороте материальных ценностей на Руси.

С прасолами более-менее ясно. Теперь разберёмся, кто же такие офени и чем они отличались от прасолов.

Офеня Офени доставляли сельским жителям мелочный галантерейный товар: лубки, книги, серьги, колечки, иголки и прочую мелочь. По поводу того откуда они взялись, существует несколько версий. Одни считают, что изначально офени были преимущественно оброчными крепостными Владимирской губернии. Правда, не очень понятно, почему только Владимирской? По другой версии, куда более правдоподобной, опять же, на мой взгляд, в офени перешли (переквалифицировались) скоморохи, когда власти начали нешуточные гонения на них. Православная церковь изначально относилась к скоморошеству резко отрицательно, считая сие действо бесовством. Оно и понятно, ведь скоморохи являлись в немалой степени хранителями языческих традиций, несущими через века культуру древних обрядовых действ. Христианство же однозначно рассматривало всё, что как-либо напоминало о культуре Руси не крещёной, как происки нечистого.

Известен указ Алексея Михайловича (Романова), запрещающий скоморохам появляться в столице. При Петре 1 с его манерой убеждения, со скоморошеством, разумеется, быстро покончили. Хотя конечно, сохранилась кукольная забава, да и зверей водили по ярмаркам ещё в 19 веке. Но всё это уже не имело того размаха как раньше. Ведь когда-то по Руси бродили большие ватаги скоморохов, а количество ватажников-скоморохов иногда достигало 70-100 человек. Да что там ватаги, целые деревни были населены ими. Не могла такая масса людей раствориться в никуда. Маловероятно, что бы вольнолюбивые и не очень-то законопослушные скоморохи переродились в обычных крестьян или ремесленников.

Теперь об офенях. Со временем они стали походить на некое тайное общество, переняв очень многое от бродячих скоморохов. У них существовал свой уклад жизни: говорили они на непонятном для непосвящённых профессиональном языке, который, между прочим, назывался «феня» или «музыка», владели особыми приёмами рукопашного боя.


Фото офени.

Надо полагать где-то в тайных местах офени собирались для решения внутренних (корпоративных) вопросов, передела территории, например.

Возможно, для обучения рукопашному бою и тонкостям ремесла у них существовали особые укрывища.

Наверное, в любой местности центральной части России есть легенды о существовавших там некогда разбойничьих убежищах. Иногда это островок суши среди бескрайних болот, иногда большая поляна в дремучем лесу. Вариантов множество.

Обычно мы расцениваем рассказы о лихих разбойничках, озоровавших когда-то в этих краях и слышанные нынешними старожилами ещё от своих дедов, просто как байку. А если это не байки? Допустим, что на самом деле убежища те принадлежали никаким не разбойникам-душегубам, а служили местом временного проживания для офень-коробейников. В таком случае вполне логично, что те, не желая появления поблизости лишних глаз и ушей, намеренно распускали всевозможные слухи, что бы отпугнуть любопытствующих.


Коробейник за работой.

Думается, случалось, что офени время от времени поступали так, как за много столетий до них действовали знаменитые викинги. То есть, когда было выгодно торговать – торговали, ну и присматривались к тому, что происходит вокруг. А как только появлялась возможность безнаказанно грабить – грабили. Ничего, в общем-то, нового. В данном случае речь идёт, конечно же, не о конце 19, начале 20 веков.

Но, как бы там ни было, наверняка не редко возникали ситуации, когда торговцам мелочным товаром приходилось безотлагательно прятать свой барыш в первом попавшемся удобном месте рядом с дорогой, по которой шли. Или вблизи населённого пункта, где получилось удачно расторговаться. А вот вернуться и забрать добро удавалось далеко не всегда. Очень может быть, что найденные нами придорожные клады и кладики принадлежали как раз таким вот бродячим торговцам. Ну и ещё немного об офенях.


По словарю Даля, офеня (афеня) – ходебщик, кантюжник, разносчик с извозом, коробейник, щепетильник, мелочный торгаш в разноску и в развозку по малым городам, сёлам, деревням, с книгами, бумагой, шелком, иглами, с сыром и колбасой, с серьгами и колечками.

По какой-то причине, все они (офени) когда-то называли себя выходцами из Афин. Отсюда и название: «афиняне», «офиняне», «офени»...

Согласно ещё одной из версий, история офеней началась в 15 веке, когда на Русь переселилось значительное количество греков.

Так что, всё как всегда в нашей истории – версий полно, а как там было на самом деле, пойди, разберись...

Понятно одно, размах торговли, которую вели офени, был довольно велик, как и география их торговых странствий. Жизнь у этих людей всегда была не самой простой и беззаботной. Так что припрятали они надо полагать более чем достаточно.

И искать нам ещё, не переискать.

Д. Нукратец.