Сокровища бежавших фабрикантов

Начало

Продолжение

 

Первые слухи о неимоверных сокровищах, спрятанных богатыми фабрикантами, стали появляться еще в 1920-е годы.  Старожилы поселка Вахруши в 1970-е годы вспоминали таинственный случай, когда из соседнего города Слободского в поселок приехал начальник местного отдела НКВД Огнев. Что удивительно, приехал один, без своих сотрудников и сопровождающих. Огнев взял с фабрики несколько рабочих и приказал им произвести раскопки на территории фруктового сада одного из многочисленных домов Вахрушевых.  Он уверенно указал место, где нужно было копать,  и рабочие рыли  яму, пока не наткнулись на сундук.

Сломали замок и приподняли крышку. Внутри находилась серебряная и позолоченная посуда, несколько богатых рам для картин, статуэтки, подсвечники и деловые бумаги. Все это без составления протокола и описи Огневым было погружено на подводу и увезено в Слободской. 

 

Столовое серебро

 

Но самое интересное в этой истории то,  что ни сам милиционер,  ни сундук в Слободской так и не прибыли. Никто больше Огнева не видел. Записал этот рассказ краевед Анатолий Фокин.

Он же сообщает о еще одной находке, сделанной уже в 1950-е годы при строительстве жилых домов в поселке Вахруши по адресу улица Ленина, дом 18. Для возведения жилья решено было использовать  кирпичные стены разрушенной и разоренной Вознесенской церкви, построенной купцами Вахрушевыми. Во время устройства фундамента под пристрой дома и был обнаружен еще один клад. Те, кто его нашел, не стали сдавать клад государству, как тогда делали многие, а просто поделили между собой. Находка состояла из серебряных монет.

Известно, что практически сразу после исчезновения Вахрушевых стали распространятся слухи об припрятанных ими неимоверных богатствах. Советская власть в начале предпринимала попытки найти , что-либо ценное что бы пополнить обедневшую в годы Гражданской войны и разрухи  государственную казну. Проводились опросы обслуги ,  управляющих фабрик и мастерских, вахрушевские работники ничего не смогли пояснить или не хотели говорить.  Хотя в то время было немало возможностей развязать язык. Возможно, Огневу как раз так и удалось добыть информацию о вахрушевском кладе. Пользуясь милицейской формой и страхом перед НКВД, он выкопал клад для себя и с ним скрылся. А возможно,  кто то из взятых работников успел предупредить своих сообщников, устроивших засаду и нападение на Огнева по дороге в Слободской. Тогда Огнев сам мог стать жертвой разбойного нападения.

До 1976 года все эти рассказы воспринимались как устное народное творчество, фольклор, благо, почва была благодатная: заводчики-миллионщики и их скорое бегство, а всех пожитков они явно собрать не успевали и да и не могли вывезти. Их сказочное богатство и роскошь, о которой знала прислуга, оставшаяся в поселке – все это давало почву для разговорах о несметных сокровищах, зарытых в округе поселка Вахруши. Но разговоры оставались разговорами , пока летом 1976 года не был найден первый настоящий клад Вахрушевых.

 

Замок Вахрушевых. Советские годы.

 

5 июля 1976 года ребята из пионерского лагеря «Салют», что в двух километрах от дома отдыха «Боровица», будучи на экскурсии на берегу реки Вятки, нашли в песке ящик, в котором находились завернутые в кожу серебряная посуда, золотые, серебряные, медные монеты, украшения и другие ценности общим весом 52 кг 918 г.

 

 

 

По инициалам «А. В.», «Н. В.», «Н. И.» на большинстве предметов, выгравированной на золотом перстне фамилии было определено, что клад принадлежит семье одного из 12 сыновей хозяина кожевенной фирмы «Торговый дом Илья Тимофеевич Вахрушев с сыновьями», известного заводчика Николая Ильича Вахрушева, дача которого находилась некогда в Боровице.

По мнению писателя и краеведа М.М. Решетникова, клад был зарыт в первый год революции, когда началась национализация крупных предприятий. Серебряные вилки именно из этого клада стали участниками акции «Музейная азбука» среди музеев ПФО.

 

 

314 предметов клада после долгих переговоров с финансовыми органами были переданы в Слободской краеведческий музей. Несколько вещей, в основном столовое серебро, столовая посуда украшенная эмалью, достались Кировскому областному краеведческому музею. Все остальное увезли в Москву. К сожалению, дальнейшая судьба отправленных в столицу вещей неизвестна. Скорее всего, часть ценных предметов была передана Государственному историческому музею, а часть пошла в переплавку.

Газета «Слободские куранты» в 2006 году в год сорокалетия находки первого клада Вахрушевых сообщила, что кроме столового серебра в клад входили награды его владельца Николая Ильича Вахрушева. Прежде всего, это знак Попечительства народной трезвости и медаль «За труды по всеобщей переписи населения», а также очень много монет. Монетная часть клада хранится в музейных запасниках Слободского музея. Что же касается серебряной посуды, то вся она экспонируется в нижних выставочных залах краеведческого музея. Ее можно увидеть на выставке под названием «Купеческая столовая». 

 

 

Счастливый случай выпал в 1990 году и кировчанину Александру Пантюхину. На служебном экскаваторе он копал очередную траншею под канализацию в доме отдыха «Боровицы», который расположился на месте усадьбы заводчиков Вахрушевых в Слободском уезде. Эксковатор поддел ковшом порядком проржавевший металлический ящик. А там — целый столовый сервиз с вензелями из 140 предметов общим весом почти 10 килограмм!

Этот сервиз Вахрушевым подарили родственники на серебряную свадьбу в 1908 году.  Столовые и чайные серебряные ложки с вензелями-инициалами «Н. И.» и «А. В.», фужеры и бокалы с позолотой, оригинальные рюмки, кувшины изумительной художественной работы ювелирных дел мастеров, солонки, монетницы, копилки и огромный, весом не менее трех килограммов, кубок с таким же массивным ковшом для разлива крюшона...

 

 

В том, что найденные вещи некогда принадлежали заводчикам Вахрушевым, сомнения нет. На кубке, на кувшинах и на других вещах, кроме инициалов, есть четкие надписи, выгравированные старыми мастерами: «Николаю Ильичу и Аполлинарии Васильевне Вахрушевым от Анны и Дмитрия Вахрушевых». Стоит дата: 11 февраля 1883 – 1908 г.. Неизвестно, получил  ли  экскаваторщик Пантюхин причитающиеся ему по советским законам 25% от стоимости клада, зато мы можем с полной уверенностью сказать, что клад в полном составе попал в собрание Слободского краеведческого музея и сейчас доступен для обозрения посетителей. 

 

 

После очередной находки в район Боровицы началось повальное паломничество людей с лопатами и ломами. Любители старины всех возрастов так изрыли весь берег реки Вятки у поселка Боровица, что местность стала напоминать поле боя после массированного артобстрела.

В то время металлодетекторами пользовались, в основном, саперы, а простым людям не в форме это оборудование было недоступно, поэтому поиски, пусть и такие массовые, результатов не дали. Золотая лихорадка закончилась ничем.

В наше время ничего неизвестно о находках фамильного серебра Вахрушевых. Либо те, кто что-то нашел, не афишируют свои находки, либо сокровища спрятаны все еще очень надежно.  Будут ли сделаны еще интересные находки наследия богатых фабрикантов на территории Слободского района Кировской области, покажет время.

Проезжающим же в сторону Слободского  из города Кирова увидеть наследие купцов Вахрушевых не так и сложно – въезжая в поселок Вахруши нельзя не заметить особняк готической архитектуры, словно занесенный сюда каким-то мановением волшебной палочки  из Пруссии или Саксонии. Автор этого удивительного для Вятки сооружения -известный архитектор Иван Аполлонович Чарушин.

 

 

Сегодня в особняке располагается столовая , где за столом можно почувствовать себя представителем влиятельного рода промышленников Вахрущевых. Только вот ложки и вилки вам подадут не из серебра, а скорее всего из алюминия или дюраля,  зато своды этого здания помнят еще те великолепные времена, когда стол здесь ломился от тяжелой золотой и серебряной посуды.

На сегодняшний день все известные клады Вахрушевых доступны в музейных экспозициях, а не распылены по частным коллекциям и иностранным аукционам, и каждый посетитель Кировского и Слободского краеведческих музеев может в живую полюбоваться сокровищами фабрикантов Вахрушевых, познакомиться с лучшими произведениями российских ювелиров и серебряных дел мастеров рубежа XIX и начала XX века.

 

 

Обо всем этом напомнила нам акция «Музейная азбука» (#музейнаяазбука), охватившая все доступные социальные сети, и объединившая десятки музеев  Приволжского федерального округа. А тем временем Кировский областной музей уже разместил следующую букву в этой азбуке. Это буква «Г» - гривна! 

А. Фоминых