Как кировчане за кладами охотились. Топ-10 историй

«Разве думали Сергей и Светлана Кашеусовы, отправляясь в летний день вместе с дочкой Юлей и племянником Костей в лес за грибами, что домой они привезут не только белые и подосиновики, но и полведра старинных денег?» – писала «Кировская правда» осенью 1988 года. И – на зависть землякам – уточняла, что «урожаем» грибников в Нолинском районе стали медные монеты XVIII века достоинством 1, 2 и 5 копеек.

Их Кашеусовы обнаружили на склоне оврага в бывшей деревне Захватаево. Находка была передана в областной краеведческий музей, где ей присвоили учётное обозначение «Захватаево 1988».

 

 

Вообще в 1970-е и 1980-е годы в Кировской области случился настоящий бум кладоискательства и интересных находок. Причин несколько: в городах прокладывали сети и строили новые здания, попутно снося всё старое.

Случайно обнаруженные чугунки с монетами были не такой уж редкостью – как в больших городах, так и в глубинке (где их находили в стенах и фундаментах домов, на огородах). Начитавшись и наслушавшись рассказов об удивительных трофеях, некоторые земляки вели поиски целенаправленно.

 

Хозяин клада читал «Вятскую мысль»

 

В 1960-е музейные работники со страниц «Кировской правды» напоминали кладоискателям о том, что важно сохранить и передать куда следует не только сам клад, но и то, во что он был положен или завёрнут: сосуды, коробки и старые газеты (в каком бы ветхом состоянии они ни были). Ведь часто это единственный источник информации о том, кому могли принадлежать монеты.

Так, в 1960-е в Кирове личность владельца большой суммы в золоте и серебре удалось установить благодаря тому, что деньги были упакованы в газету «Вятская мысль» от 6 декабря 1917 года. На истлевшем листе бумаги удалось прочесть написанное карандашом имя подписчика издания – вятского купца П.Ф. Сочнева. Скорее всего, деньги, а также соседствовавшая с ними медаль к 300-летию дома Романовых принадлежали именно ему.

Вообще, большинство найденных в Кировской области во второй половине ХХ века кладов были спрятаны представителями купечества и церкви. Как правило, сокровища в областном центре находили во время дорожных работ. В 1980-е ценные находки совершали дети, заинтересовавшиеся чем-то блестящим в груде песка и глины у очередной вырытой траншеи. 

 

 

«Кировская правда» вела хронику успехов кладоискателей. В 1969-м газета сообщала о том, как во время сноса старого дома на улице Володарского из ковша экскаватора, подцепившего бок деревянной постройки, вдруг побежал ручей из медных монет. Общий вес копеек составил 6 килограммов. Датированы монеты были концом XIX и началом XX века (самые поздние – 1924 годом). О происхождении клада, как и в любом другом случае, можно только гадать. Известно, что в фигурировавшем в заметке доме когда-то жила семья священника.

 

Перстни братьев Вахрушевых

 

В своё время громкой оказалась история с кладом, найденным пионерами в Слободском районе. В 1976 году недалеко от дома отдыха «Боровица» на осыпающемся берегу Вятки парни и девчонки с красными галстуками играли в песке и вдруг выкопали из земли ящик. Открыли. Внутри находились почти 53 килограмма монет, а также несколько ценных серебряных и позолоченных предметов.

Хозяев клада удалось установить по именным перстням, бережно уложенным в ящик. Судя по подписям, ценности зарыли братья Вахрушевы – владельцы нескольких местных кожевенно-обувных предприятий. Во время Гражданской войны они спрятали ящик, а сами покинули Вятку.

«Клад оценён специалистами в 9101 рубль 34 копейки, – сообщала «Кировская правда». – Однако вещи, в нём хранящиеся, ещё не оценены с точки зрения художественной и исторической ценности. Именно этим займётся специальная комиссия, куда вошли представители финансовых органов, Кировского художественного музея и краеведческих музеев городов Кирова и Слободского. Школьникам, непосредственно нашедшим клад, будет, как сообщили в облфинотделе, выплачена причитающаяся им по закону четвёртая часть его стоимости».

Слободской район, кстати, оказался весьма богат на клады. В марте 1983 года «КП» рассказывала о находке жителя местного села Закаринье А. Салтыкова. Мужчина долгое время работал на севере, а ближе к пенсии решил перебраться в родной для себя вятский край. Приобрёл дом дореволюционной постройки, начал его обустраивать. Среди прочего решил углубить подполье, чтобы хранить там урожай. Во время работы мужчина и его помощники наткнулись на глиняный сосуд с завёрнутыми в бумагу монетами. Их было очень много и выложены они были, как сообщал корреспондент газеты, аккуратными стопками.

 

Монета времён Михаила Фёдоровича

 

В 1982 году в селе Всехсвятском (Белохолуницкий район) готовились к сдаче нового здания школы. Шли последние работы. Надо было переложить кабель до трансформаторной будки. Неожиданно лопата одного из мастеров ударилась обо что-то твёрдое. Как оказалось, на сравнительно небольшой глубине в земле были закопаны почти две тысячи монет общим весом 90 килограммов. Все – XVIII века.

 

 

Местные жители сразу же решили, что деньги принадлежали всехсвятской церкви. Когда-то на её строительство средства собирали всем миром. И не исключено, что собрать удалось даже больше, чем было нужно. Поэтому в 1765 году оставшиеся дензнаки решили закопать. Чтобы сохраннее были.

О кладах в Белой Холунице «Кировская правда» писала и в 1940-е. Так, в 1947-м местный житель Иван Лумпов стал героем заметки о чудесной находке по время весенней вспашки. Проводя работы, мужчина нашёл в земле глиняный горшок с монетами. Их было 1265. Причём очень древних – с всадником на лицевой стороне, а на обратной – надписью «Великий князь Михаил Фёдорович». Также на нескольких монетах было слово «Москва», а на одной – цифра «1468».

О похожей истории сообщали корреспонденты «КП» из села Великорецкого (Юрьянский район), где местный пенсионер Виталий Бобров сделал интересную находку на только что приобретённом огороде. Участок садоводу достался далеко не самый лучший – в прежние времена здесь стояли хозяйственные постройки и даже мельница, поэтому разного хлама в земле оказалось немало. Впрочем, помимо мусора обнаружились и весьма ценные предметы. Например, глиняная ёмкость, заполненная монетами разного достоинства, выпущенными в годы правления Елизаветы Петровны, Екатерины Второй и Павла Первого.

 

60 рублей серебром – из придорожной канавы

 

Интересную находку в селе Жерновогородье (Советский район) сделали в 1983 году. В гости к местной жительнице Клавдии Михайловне Богомоловой приехали дочка с мужем, живущие в Кишинёве. Зять предложил починить покосившиеся ворота у дома, построенные ещё в 1900 году. Начал рыть яму для укоса и наткнулся на деревянный ящик. Внутри были пять тысяч пятьсот десять монет. В основном двухкопеечные, хотя было и несколько трёхкопеечных монет 1800–1818 годов выпуска. Находка потянула на 77 килограммов.

 

 

В 1966 году школьник из Яранского района Юрий Шурыгин обнаружил серебряный рубль в придорожной канаве. На всякий случай решил осмотреть кусты поблизости (так обычно делают грибники, когда находят крепкий белый гриб) – и не зря: в земле лежал глиняный горшочек, а в нём – 60 серебряных рублей, десять полтинников, две десятки и одна пятирублёвая золотая монета. Находку семья передала в государственный банк, за что получила вознаграждение. А старожилы рассказали, что на месте находки стоял дом местного купца.

 

В последнее время новости о кладах в Кирове появляются на страницах газет гораздо реже, однако это не значит, что они уже все выкопаны. Нередки сообщения о не менее впечатляющих кладах в соцсетях или на кладоискательских форумах. «МДРегион» напоминает, что кладом считаются зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы, владелец которых неизвестен и не может быть найден, или же потерял на них право. Возраст клада при этом должен составлять более 100 лет.

 

По материалам газеты «Кировская правда»