Пропавшее золото императора. Часть 4

 

Также в 1896 году по распоряжению Министерства путей сообщения принимается решение о расчистке мелей на реке Березине, в том числе и на месте переправы. Думается, что эти работы также проводились в надежде обнаружить ценный груз, который охранял в ноябре 1812 г. Жан Батист Савен.

 

zoloto-napoleona-ch4-02

Переправа через Березину. Художник Олег Авикемян.

 

Работы землечерпалки начались в конце лета 1896 года, когда уровень воды в реке сильно понизился. Через некоторое время по окрестностям поползли самые невероятные слухи о поднимаемых со дна реки сокровищах: золотых и серебряных монетах, ценных предметах, штандартах, оружии и даже «костяке французского кирасира в полном вооружении».

Но в реальности в описи находок оказались вещи, представляющие только музейный интерес. Среди находок значится пара пистолетов, шпага с золотым эфесом, золотая печать и несколько медных пуговиц.

 

zoloto-napoleona-ch4-03

 

И, тем не менее, слухи о находках молниеносно распространились среди местных крестьян – они с энтузиазмом просеивали выброшенный на берег речной ил и песок. Больше всех «повезло» дочке одного местного крестьянина она принесла домой покрытую грязью цепь. Первоначально на нее никто не обратил внимания, но когда грязь обсохла и отвалилась, цепь засверкала золотом. К сожалению, этой семье находка не принесла богатства, в тот же день цепь забрал у бедного крестьянина мельник – в счет уплаты долгов.

И.А. Груцо в статье «История поисков «сокровищ Наполеона» на реке Березине» сообщает о факте проведения археологических исследований в начале 60-х годов XX века места близ села Студенка, на которое в своих воспоминаниях указывал Николай Савин (Савен).

На берега реки Березины в Студенку прибыла экспедиция, организованная Государственным краеведческим музеем БССР с целью «поиска снаряжения, вооружения и других предметов, оставленных отступавшей французской армией Наполеона».
Размах запланированных исследовательских работ был поистине «наполеоновский», к поискам привлекались саперы с миноискателями, водолазы, земснаряд и школьники. Результаты работы экспедиции должны были окончательно подтвердить или опровергнуть истинность легенды о затоплении в Березине московских трофеев и казны Великой армии Наполеона.

 

zoloto-napoleona-ch4-01

Студенка на карте сражения.

 

Наибольшую отдачу дали раскопки французских позиций в окрестностях деревень Студенка, Брили, Костюки, которые велись с первого и до последнего дня экспедиции. Благодаря этим раскопкам удалось найти 16 пуговиц, 6 монет, латунный жетон с изображением короны в обрамлении знамен и лент, несколько ядер различного калибра. На пяти
пуговицах имелись номерные знаки: 3; 4; 25; 37; 56, указывающие на принадлежность к определенным подразделениям наполеоновской армии, на остальных пуговицах имелись изображения одноглавого орла с короной и перекрещенных пушек и ядра с подожжённым фитилем над ними.

Из найденных монет одна была французская с надписью по окружности, три - прусские достоинством в 1/12 талера 1767,1768 и 1783 гг. выпуска, две русские монеты времен правления императриц Елизаветы (деньга 1744 г.) и Екатерины II.

 

zoloto-napoleona-ch4-04

 

Поиски же московских трофеев и других наполеоновских сокровищ на дне реки Березины, несмотря на многочисленные попытки, закончились безрезультатно.

Анализируя причины столь долгого отсутствия положительного результата поиска сокровищ, стоит учитывать и то, что Жан Батист Савен писал прошения с просьбой снарядить экспедицию к предполагаемому месту затопления золота уже в достаточно преклонном возрасте, а первые попытки поиска сокровищ, основанные на его записях, были предприняты по прошествии многих десятилетий - ранее, как мы знаем, его призывы начать поиски уходили «под сукно». Возможно, это делалось умышлено, ведь после смерти заявителя, во-первых, с ним не пришлось бы делиться, а во-вторых, большие богатства, все-таки любят «тишину».

Поэтому отсутствие сколько бы то ни было значимых и ценных находок на сегодняшний день можно объяснить и неточностью самой информации, основанной на воспоминаниях пожилого человека, и неизбежными по прошествии стольких лет географическими изменениями местности.

Вполне возможно за эти годы русло самой Березины поменяло свое расположение – то, которое запомнил молодой лейтенант Жан Батист Савен в 1812 г., ведь даже незначительное отклонение могло бы запутать следы для будущих кладоискателей. Затем неуклюжие попытки поиска сокровищ с помощью паровой землечерпалки могли только все испортить: бочки с золотыми франками и другие сокровища могли уйти еще глубже под толщу ила и там затаится до времени.

 

Река Березина сегодня.

 

И если факт находки французского кавалеристского шлема в городе Белая Холуница Кировской области подтвердил обоснованность многих преданий, дошедших до нас сквозь столетия, то тем более, берега реки Березины, где Великая армия Наполеона потерпела сокрушительное поражение от русской армии под командованием Михаила Илларионовича Кутузова, несомненно, хранят еще множество тайн.

Прикоснуться к которым представляется более вероятным с развитием новых технологий и новых инструментов ведения поиска. Если совместить с данными исторических источников самые современные наработки в этой сфере, гораздо более реальной становится возможность пролить свет на тайну пропавшего золота императора Франции!

Алексей Фоминых