Пропавшее золото императора. Часть 2

 

Война - это не только сражения и маневры армий, это столкновение двух различных культур, двух цивилизаций. Следы этого столкновения мы можем ощущать и сегодня. Особенно четко это выражено в языке. Например, пленные французы, продвигаясь в глубь России, часто просили еду и одежду у крестьян, обращаясь к ним "шер ами" то есть "дорогой друг". И доныне в русском языке употребляется слово "шаромыжник" в значении бродяга, бездомный, возникшее именно благодаря французским пленным.

 

sokrovishcha-imperatora-chast-2-01

 

Известно, что пленные «Великой армии» доходили до таких отдаленных земель, как Вятская губерния.

За период с 1812 по 1816 годы на территории Вятской губернии в разное время находилось около 6 тысяч военнопленных «Великой армии». Среди пленных, кроме французов, было много немцев, итальянцев, поляков и представителей других наций, недаром войну 1812 года называли в России еще и "нашествием двунадесяти язык", то есть двенадцати народов.

Из губернского города Вятки пленные отправлялись в уездные города губернии.

 

sokrovishcha-imperatora-chast-2-02

 

Несколько сотен военнопленных были отправлены в Белую Холуницу, здесь они работали на рудниках, обжигали уголь и углубляли пруд.

Пребывание пленных глубоко врезалось в народную память. В Белой Холунице в течение двух веков из уст в уста передавалась легенда о том, как несколько французов трудились на земляных работах – расширяли русло реки впадающей в пруд. Работа была тяжелая, было холодно, и один из французов умер. Товарищи по несчастью похоронили его на речном острове, а на могилу положили бронзовую каску. И с тех пор остров в народе стали называть остров "Француз" - примечательно, что это название сохранилось и до нашего времени!

В 1969г. местный житель рыбачил на острове Француз и выудил необычный предмет. Это была бронзовая каска. Плюмаж, герб и ремешок не сохранились. Можно предположить, что каска принадлежала погибшему на острове французу. Сейчас французская каска украшает витрину Белохолуницкого краеведческого музея.

 

sokrovishcha-imperatora-chast-2-05

 

Значит, не все то легенда и вымысел, что касается историй о французских пленных, сохранившихся в народных преданиях. Если народная фантазия что-то и добавляет, то под этим, несомненно, есть реальная историческая основа.

В фондах государственного архива Кировской области сохранилось множество уникальных документов проливающих свет на повседневную жизнь французских военнопленных в России и на их отношения с местным населением.

Например, жители Вятской губернии отнеслись к военнопленным благожелательно: одели, обули, сытно кормили (нормы питания рассчитывались как для русских военнослужащих). В рацион питания военнопленных входил хлеб, крупы, мясо, и даже вино (1 рюмка в день). Кроме питания и одежды пленные получали своего рода «командировочные»: генералам по 3 рубля, полковникам по 1 рублю 50 копеек, майорам по 1 рублю, унтер-офицерам и рядовым по 5 копеек в сутки.

 

sokrovishcha-imperatora-chast-2-03

 

Особенностью того времени было отсутствие каких-либо лагерей для пленных. Они, хотя и были под надзором полиции и имели некоторые ограничения свободы, но жили среди простых горожан и пользовались определенным уважением и авторитетом. Пленным разрешено было «искать заработков» для улучшения материального положения. Так, знающие фабричное и заводское дело были помещены на фабрики и заводы, другие отданы в услужение частным лицам.

Одному из пленных Леонарду Мишель дозволено было, с разрешения министра народного просвещения, заниматься в Вятке преподаванием наук. В городе Сарапуле пленные французы нанимались по добровольному соглашению на земляные работы при сооружении каменной ограды вокруг Воскресенского собора и при постройке огромной колокольни Покровской церкви.

Среди пленных встречались не только профессиональные военные, а также и музыканты, танцмейстеры, живописцы и лекари. Так, в Слободской лазарет был принят французский штабс-лекарь. В Котельниче проживал живописец Ипполит Дромерт, а в Слободском – два музыканта, Жак Розеф и Пьер Баноль. С 1813 года пленных солдат наполеоновской армии стали отправлять на родину. В январе 1816 г. из Вятки отбыла последняя партия военнопленных той войны.

 

Продолжение следует…

Алексей Фоминых