Вятка серебряная. Часть 3


Клады иранского серебра и куфических монет на территории Вятской губернии.


Вятка. Арабские дирхемы


Даже те дирхемы, что удалось сохранить и исследовать историкам, сотрудникам кировского областного краеведческого музея, могут многое поведать о тайнах древней истории вятской земли. О том времени, о котором не осталось ни летописных свидетельств, ни преданий, ни надписей. Сохранились лишь немые свидетели – находки с древних городищ - керамика, наконечники стрел, да еще тонкие серебряные монеты, увитые замысловатыми узорами арабских букв и цифр.

Что бы было проще понять, как в наши непроходимые тогда, северные леса попадали монеты, чеканенные в Багдаде и Самарканде, давайте вспомним о других сокровищах Вятки, находящихся сегодня в Эрмитаже (г. Санкт-Петербург). Там, в разделе "Иранское искусство", хранятся великолепные серебряные чаши и блюда IV-VI веков.

Все эти шедевры, изготовленные древними умельцами, были найдены на территории Афанасьевского района Кировской области.

Причём точно установлено, что это серебро попало на Вятскую землю из Ирана.

Как же такое возможно?

Для этого нам придется обратиться к истории находок кладов, состоящих из серебряных блюд, шейных гривен и серебряных слитков.

В августе 1951 г. в Удмуртский краеведческий музей поступили серебряные вещи из клада, найденного у д. Шудьякар Зюздинского района (ныне Афанасьевский район) Кировской области.

Клад был найден в мае 1951 г. жителями д. Шудьякар (Харинская) Кириллом и Константином Хариными при распашке поля на левом берегу р. Камы, в ее пойме, в 1,5 км. к северо-западу от берега реки, напротив деревни.

Клад состоял из большого серебряного блюда и трех серебряных шейных гривен. Плуг зацепился за блюдо, сорвал с него поддон и вывернул сосуд на поверхность. Поддон не был найден, но следы его отчетливо сохранились в нижней части блюда.


Вятка. Арабские дирхемы
Вятка. Арабские дирхемы
Вятка. Арабские дирхемы


Не поняв значения своей находки, Харины разогнули обручи шейных гривен, причем две из них потеряли (???), а блюдо разрезали на несколько частей.

Жители д. Шудьякар рассказывают, что еще до революции на том же самом поле было найдено большое серебряное блюдо. Дальнейшая судьба этой находки неизвестна. Возможно, исчезнувшее блюдо относилось к тому же кладу, что и найденные вещи.

Массивность блюда и схожие приемы производства, позволяют датировать его IV—V веками.

После этой находки было обследовано Шудьякарское городище, находящееся в трех километрах от места находки клада. Городище относится к родановской культуре и принадлежит предкам коми-пермяцкого народа. По находкам керамики и других вещей городище датируется IX—XI вв. Таким образом, по соседству с местом находки клада располагаются древнее поселение и могильник, относящиеся ко времени захоронения клада.

Очевидно, сасанидские блюда бытовали у местного населения в течение очень длительного времени и иногда попадали в землю, уже в составе кладов, столетия спустя после времени их изготовления, вместе с другими драгоценными вещами и монетами.


Вятка. Арабские дирхемы
Византийская чаша.

Вятка. Арабские дирхемы
Подобные блюда находили (находят?) на Вятке.


Археологами достоверно установлено, что сасанидское серебро попадало на Урал в обмен на пушнину и использовалось местным населением для культовых целей. Интересно отметить и то обстоятельство, что именно на IX—X вв. в Прикамье отмечается очень большое число сокрытых кладов, состоящих из драгоценной привозной посуды, серебряных шейных гривен и других вещей.

Основная масса этих кладов сосредоточена на Вятке и Чепце. Видимо, это связано с обстановкой военной опасности, которая сложилась в IX—X вв. в связи с образованием в низовьях Камы государства волжских булгар.

Булгарские правители облагали данью местное население Прикамья. Неспокойная обстановка вызывала потребность зарывать клады, которые чаще всего прятали недалеко от поселения и не очень глубоко, чтобы иметь возможность в случае изменения обстановки легко их достать. Одним из таких кладов и является, описанный выше клад у д. Шудьякар.

Продолжение следует…

Алексей Фоминых.