Размышления о кладах.


Размышления о кладах.

Любому современному человеку, хотя бы изредка посещавшему в школьные годы уроки истории, хорошо известно – уж чего-чего, а всяческих потрясений, таких как бунты, войны, стихийные бедствия и т.п, на долю нашего народа во все века выпадало предостаточно.

Собственно и в наши дни, особенно-то скучать не приходиться...

Но сегодня, как правило, свои сбережения мы доверяем банкам, а в былые времена способы хранения нажитого особым разнообразием не отличались – звонкую монету в кубышку, а кубышку в землю и вся недолга. При этом никто из близких зачастую в точности не знал, где спрятано добро, ну или не имел реальной возможности им воспользоваться в дальнейшем.

Поэтому если у самого спрятавшего клад по тем или иным причинам не получалось забрать ценности, они так и оставались в земле, что уж греха таить, нам на радость.

Статистика однозначно говорит – в периоды нестабильности и уж тем более, когда угроза жизни и имуществу становилась очевидной (нашествие врага, те же бунты и восстания, произвол власть предержащих), количество упрятанных в землю кладов значительно возрастало.

Прибавляем к этому известный факт - захоронка в земле оставалась самым обыденным способом хранения более-менее крупных сумм наличности чуть ли не до средины XX века. Одновременно являясь финансовой «подушкой безопасности» на случай бедствий вроде пожара, потопа и т.д.

Сколько кладов до сих пор находится там же, где было некогда спрятано, не знает никто. Одно сомнений не вызывает – много, очень много.


Размышления о кладах.


Планируя сделать какую либо покупку мы идём к ближайшему банкомату и просто снимаем необходимую сумму. А ещё каких-то сто-двести лет назад, собираясь приобрести, ну например, козу – овцу, хозяин шёл в укромное местечко и вытаскивал, возможно, таясь даже от членов своей семьи, из кубышки нужное количество монет. В обратном порядке всё происходило, когда человек возвращался с какого-нибудь отхожего промысла, или удачно расторговавшись на базаре. Сельский житель снова крался к земляному «сейфу» и докладывал в нычку некоторую сумму.

Кстати, этим и объясняется то, что абсолютное большинство крестьянских кладов закопаны сравнительно не глубоко. Оно и понятно, замучаешься каждый-то раз из-за нескольких монет на пару-тройку метров вглубь зарываться. Именно по этой причине, основная часть обнаруженных монетных комплексов растащена при полевых работах, разумеется, если таковые вообще проводились.

И ещё одно интересное наблюдение. Всем поисковикам известно - кладовые монеты отличаются от потеряшек значительно более приятным состоянием (сохраном) и тому есть вполне объективные причины, связанные с влиянием окружающей среды на формирование окислов, особенно на медных монетах.

Да и сельхозработы (перепашка, боронение, использование удобрений) не добавляют «бодрости» нумизматическому материалу. Естественно, что монеты пролежавшие сотни лет, в какой либо ёмкости сохраняются гораздо лучше, чем те, на которые все эти годы впрямую воздействовали внешние факторы.


Размышления о кладах.


Но, дело не только в этом, иногда ведь и в кладах встречаются монеты, изрядно затёртые ещё во время хождения. То есть, в каких бы благоприятных условиях они не хранились, затёртый рельеф уже не восстановиться.

Однако же, по большей части монеты, входящие в состав комплексов имеют незначительные следы обращения. Выходит, люди специально откладывали в кубышку монетки наименее «пожившие», побитые, поцарапанные и т.д. Сие, между прочим, отражено и в исторических материалах.

Итак, что же у нас получается?

Никем ни считанное, но явно не маленькое количество монетных кладов, в любом из районов, каждой из областей средней полосы и юга России. А ведь есть ещё Дальний Восток и Сибирь...

Далее. Монеты в очень неплохой сохранности и располагаются эти клады (в основном) на глубинах доступных даже недорогим металлоискателям, обычно не более 70 см.

К тому же надо учитывать, что большинство кладов находят на пахотных полях, где монеты, ну или хотя бы часть из них (верхушка кубышки), растащены сельхозтехникой. Соответственно зацепиться за распашку было ещё проще.


Размышления о кладах.


Размышления о кладах.


продолжение следует...

Д. Нукратец.