Особенности семейного копа.


«…Жила-была простая российская семья. Не очень большая, но и не очень маленькая, не богатая, но дружная и веселая.
Жила семья в маленьком областном городе, весной ее обитатели копали огород в деревне, где стоял старый дом их деда и бабушки, которых, к сожалению, уже не было на свете, летом пололи-поливали, осенью кушали урожай и радовались…»

В жизни семьи бывало всё – взлёты и падения, встречи и расставания, ссоры и примирения, радости и беды...

Не хватало, как выяснилось, металлоискателя…

Как-то так получилось, что я всю жизнь собираю монеты. Всякие – и иностранные, и юбилейные, и старинные, и «ходячку», и «погодовку». Не пренебрегаю и старинными российскими бумажными денежками, и «бумажками» разных стран (особенно мне нравятся такие, знаете, зеленые, с разными дяденьками в овалах =) В общем, коллекционер-не коллекционер, но собиратель-то уж точно.

И вот примерно полтора года назад, осенью 2013 года, по случаю, мне предложили купить бывший в употреблении металлоискатель Garrett Ace 250, за символические деньги. Слова «монка», «фантомные срабатывания» и «ДД-катуха» тогда еще мне ни о чем не говорили. Я пожала плечами и распотрошила свою неистраченную «денрожденную» заначку. Так в нашей жизни появилась «аська»…

Всю зиму мы развлекались, махая перед катушкой всеми имеющимися в наличии кольцами и серьгами, всеми пятаками и полтинниками из моей коллекции. Сын ставил на «катины» пятаки цветочные горшки с землей, имитируя грунт, клал на полтинники Николая II подушки и многотомные энциклопедии, определяя, на какой глубине «аська» их учует. Племянники приводили друзей, рассовывали по своим и чужим карманам гвозди, деньги и вообще что попало, и определяли детектором, в каком кармане что лежит. Сестра приводила подругу, заподозрившую, что ее бойфренд жмот и врун, а подаренное им золотое кольцо из Египта вовсе не золотое… Параллельно мама с тетушкой ели глицин упаковками, интенсивно вспоминая рассказы их бабушек и родителей о закопанных кладах, о пропавших с лица земли окрестных деревушках и хуторках, о потерянных за всю жизнь в деревне сережках и крестиках. «Мелкое» поколение грезило кладами, скелетами и старинными саблями… Да всего не перечислишь. Еле до весны дожили.

И вот пришел теплый и сухой май 2014 года. Наша семья в составе: моей тети Эвелины Николаевны, 76 лет, моей мамы Марии Николаевны, 68 лет, моего мужа Валерия,44 лет, моей сестры Поли, 34 лет (на фото не найдёте, ибо на ее долю выпала нелегкая обязанность фотографировать нас в процессе копа, все фото сделаны ею), моего сына Саши, 20 лет, моих племянников Мирона, 12 лет и Владика, 1 год и 10 месяцев, ну и, собственно, меня, от которой «есть пошла» вся «смута» и все приключения в жизни нашей семьи, как обычно, собралась «поднимать целину» и «всем гагалом», как говорила моя бабушка, двинулась в сторону деревни. Кроме того, руки чесались испытать «аську» в бою.

Приехав, переодевшись в «полевую форму» и собрав МДшник, взяв в руки кто лопату, а кто почему-то чайник, семейный авангард ринулся в бой!


Особенности семейного копа.


Перед копом мамушки-тетушки заставили всех присутствующих перекреститься, прочесть «Отче наш», сказать «Господи, благослови», троекратно перекреститься. Дети смотрели на эти сакральные действия, разинув рты.

«Инструмэнт» доверили самому продвинутому «пилоту», поднаторевшему за зиму в прозванивании «серебрушки с-под подушки» - сыну Саше. «Оператор» включил «чуйку» на максимум, дискрим на «allmetall» и махнул металлоискателем (думаю, сейчас 99% процентов из вас сползет под стол в приступе дикого хохота – в деревне, около дома, на «все металлы»! ну да, ну да!). Но вернемся к нашим баранам: на первом же взмахе «аська» завопила на все лады (и орала не переставая весь коп).

Но тот первый сигнал, на удивление, оказался полезным! Под радостное причитание наших мамушек и тетушек, звон упавшей крышки от чайника, визг самого мелкого «кладоискателя» и вопли моего мужа «АЙ, НЕ РОЙТЕ ТАМ!!! ТАМ ТРУБА ГАЗОВАЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ ИДЕТ!!!!» мы радостно выковырнули из земли новенький пятачок 1948 года, блестевший как золотой. Вот этот исторический момент!


Особенности семейного копа.
Особенности семейного копа.


Мамушки-тетушки на радостях сели на лавочку и принялись вспоминать, что в 1948 году моей маме, Марии Николаевне, был годик, тетушке, Эвелине Николаевне, было 9 лет, а их отец, мой дед, два года как вернулся с войны в звании капитана, с Орденом Отечественной войны II степени, дважды раненый, и учился на заочном отделении физмата Учительского института. Вот такой бравый красавец был мой дед в 1945 победном году (фото сделано в Австрии), таким он вернулся в родное село в начале 1946 года.


Особенности семейного копа.


Венцом обсуждения стала фраза: «Уж не он ли потерял?!» Найденный пятак пробовали чуть ли не на зуб – всем хотелось чуда! Тетя Эвелина Николаевна, известная своим восторженным отношением ко всему и видящая во всем только хорошее, воодушевленно призывала нас порыться в каталогах на тему «а не было ли в 1948 году выпуска таких пятачков из золота?» («А что вы себе думаете?! – раз и перепутали на заводе!»).

Но время шло, а сундуков с золотом как-то не наблюдалось. Выковырнув пару десятков пробок, семейство приуныло.


Особенности семейного копа.


Постепенно младшее поколение утрачивало иллюзии о несметных сокровищах. Подвигов хотелось всем, а прибор был один. Поэтому наш «младший копатель» Владик, обнаружив сваленные около дома горбыли и брус, предназначенные для починки забора, в патриотическом порыве начал их перетаскивать на другое место (напоминаю читателям - на тот момент ребенку исполнилось 1 год 10 месяцев):


Особенности семейного копа.


Бабушки хором призывали мою сестру Полю «отобрать у ребенка горбыль!», на что сестра невозмутимо отвечала: «Ничего! У настоящего мужика руки должны быть в мозолях и занозах!». И надо признаться, хоть заноз Владик себе заимел порядочно, он ни разу не заплакал, даже когда мы выковыривали их вечером иголкой.

Так, постепенно, в этот же день, мы разжились кучей неимоверно нужных в хозяйстве вещей: ржавой лопатой, еще одним ободом колеса, шестеренкой от часового механизма, куском фотообъектива, не считая кучи водочных пробок, обломков алюминиевой проволоки и нескольких жестяных банок из-под консервов.


Особенности семейного копа.


Честно говоря, не только наши «младшие научные сотрудники», но и мы, более старшее поколение, рассчитывали на добычу чуть посущественнее, поскольку сельцо, где стоит наш «родовой замок» с огородом, старинное - известный нам возраст насчитывает около 300 лет. Есть в селе две красивые полуразрушенные каменные церкви, но мы на прихрамовые территории никогда не посягали.

И наши надежды частично оправдались – около дома нам попалась денга 1731 года в отличном сохране и копейка 1706 года, тоже неплохо сохранившаяся! Вот они, уже отмытые от песка и отсканированные:


Особенности семейного копа.


…Вечерело. Мы, уставшие, обгоревшие на солнце, но довольные, жарили шашлыки в огороде и обсуждали находки.


Особенности семейного копа.


Сколько историй рассказали мама с тетушкой в тот наш первый выезд! Сколько случаев из своего детства и историй от их бабушек (как они называют «рассказов про старое житьё») вспомнили!

Дети сидели притихшие и слушали рассказы старших, наперебой выхватывали друг у друга посмотреть скромные трофеи – впервые история оказалась к ним так близко, что её можно было пощупать руками. Я смотрела в их зарозовевшие на майском солнышке личики, на то, с каким аппетитом они, такие капризные в еде сорванцы, уминали нехитрое, но сытное деревенское угощение, и думала: «…как же мало нужно для того, чтобы мы все, члены одной семьи, стали еще ближе друг к другу!» - а всего-то подержанная «аська» или, как её еще, бывает, назовут продвинутые копатели, «прибор для новичков и лохов».

И, я думаю, у нас еще впереди много веселых поездок и интересных находок.


Особенности семейного копа.


Имена изменены.

Назарова Лариса Анатольевна

орфография и пунктуация автора сохранены.