За отвагу!


Алексей Иванович сидел за столом. Перед ним стояла деревянная, черного, потрескавшегося лака шкатулка, с цветком, нарисованным на откинутой крышке.

- «Надо собираться»

Он взял из шкатулки пачку облигаций госзайма, качнул в руке, как бы взвешивая, и отложил на клеенку. Под облигациями награды. Алексей Иванович начал было прилаживать их на свой пиджак, но вдруг остановился. Около гвардейского знака лежала память об отце: солдатский жетон и знак за отличную стрельбу.

Батя ушел на войну, когда Лешке исполнился год. Случилась революция и он вернулся, но не надолго.. Жестокое было время-Сибирь, конечно, бескрайна, только вот все люди на виду. Спрятаться, пересидеть смуту не выйдет и на глухой, таежной заимке. Красные, Белые, Каппелевцы, Колчаковцы - всем нужны солдаты, нужен хлеб. Однако, сплошная мобилизация и конфискация. Мало помнит Алексей Иванович рассказы отца о том времени. Только разговор с соседом за хмельным, домашним столом, врезался, потряс Алешино воображение. Батя говорил о засаде, устроенной около железной дороги:

Иван Иннокентьич , пулеметчик в отряде Каландарашвилли, установил свой Льюис в редком ,сосновом лесе около въездного семафора станции Мальта, что в 80 верстах от Иркутска. У семафора остановился состав теплушек с солдатами - Каппеля? Чехословаками? Стреляли много. Из вагона, куда целил Иван, текли на снег ручейки крови…

Алексею Ивановичу тоже пришлось побывать на этой станции.

1941 год, сентябрь месяц. Леху мобилизовали… Когда поезд остановился ,он увидел высокую водонапорную башню, красного кирпича. Перед ней приземистый, бревенчатый дом. «Станция Мальта»- прочитал вывеску. Новобранцев построили и повели вдоль длинной улицы, тянувшейся вдоль железной дороги. Дошли до леса, начавшегося в конце улицы и, километра через два, увидел палатки, зарытые до половины в землю. Это был один из полевых лагерей - учебный пункт для подготовки призывников .Новикам выдали ботинки с обмотками, гимнастерку, бушлат. Расселили по десять человек в палатки с железными печками. Там прожили Алексей до начала зимы. Спали одетыми - холодная выдалась та осень, и минус двадцать было по октябрю. Затемно - подъем, умывание в речушке, зарядка и завтрак под открытым небом. Дальше начинались занятия: тактика, изучение оружия, строевая - куда без нее.. Много землю копали – глубже закопаешься , больше шансов выжить.

После обучения Алексей попал на Забайкальский фронт. Дальневосточные дивизии стояли у границы - Японцев от войны предостерегали. В марте 1944 года был направлен на второй Украинский фронт.

Алексей Иванович отвлекся от воспоминаний, вынул из шкатулки медаль «За Отвагу».

- «Уже пятнадцать лет прошло, скоро время течет… Вот зачем Анна Александровна на этот пионерский сбор меня позвала? Детям о войне рассказать? А что им рассказывать, им о подвигах интересно. Какой из меня герой...»

Шел 1945 год.18 гвардейская, где Алексей служил телефонистом в роте управления, четвертые сутки штурмовала город Банска-Штявница , что в Чехословакии. Сильно немцы укрепились в этом курорте. Алексей все это время почти не спал-комбат связь требует с НП а немцы все долбят из своих минометов да пушек, рвут эту треклятую проволоку и снова приходится Лехе идти, ползти ли - сращивать. Через неделю командир роты представление на медаль подал.

Алексей Иванович встал из-за стола, надел пиджак, отодвинул в сторону «городской» стул, с гнутыми ножками, и вышел на крыльцо.

- «Далеко до школы – вон село на бугре виднеется. Дороги еще перепаханы... Затеяли, мать его! «Бесперспективные деревни расселить». Не хотят люди «расселяца»! Вот и придумала власть новые поля устроить вокруг деревни, все пути-тропинки запахали. Себе дороже новую колею набивать! Придется, поди, уезжать - даром, что третий век существует заимка. Ладно»

Алексей Иванович шагнул к воротам…

2012 год. Серега, держа металлоискатель на правом плече, медленно пробирался по болоту.

- «Кой черт меня сюда понес? Катушку бы не отломить».

Он то прыгал с кочки на кочку, то продирался через заросли талины.

Надо сказать, что МД Сергей приобрел совсем недавно, везде копать пытался! В тот раз он искал около бывшей насосной станции для подачи воды паровозам, на месте где находился дом семьи смотрителя.

- «Интересно, вот я хожу по фундаменту старого дома, а ведь даже фамилию с биографией узнал того, кто жил здесь сто лет назад. Вот монетки нашел. Как он их потерял?»

Закончив искать, Серега приблизился к речке, откуда и брала воду станция. Увидел остатки широкого настила, ведущего через речушку вглубь заросшего чахлыми лиственницами, болота.

- «Надо проверить, может это остатки дороги, ведущей с этого конца села на Московский тракт».

Вот и проверил…

Преодолев все препятствия, Серега добрался, таки до твердой земли. Никаких следов дороги он не увидел, можно было предположить, ведь гать закончилась метровым срубом полуутонувшим в болоте. Огляделся: редкие сосны вокруг, чуть поодаль чернота - опять трава сухая горела, кое где на гари виднелись голубенькие пятнышки подснежников.

- «А это что?»

Серега увидел углубления в земле. Прямоугольных ям, расположенных в правильном порядке, было штук двадцать. Некоторые были довольно глубокие, некоторые только начаты – дерн снят.

- «Понятно, «эхо войны»

В этой местности, во время Великой Отечественной, формировались Сибирские полки. Окрестные леса все изрыты.

- «Что если походить тут?

Сергей принялся обследовать одну яму.

- «Приятно звенит. Что там? Ага! Пятачок 1940,как новый! А вот еще. И еще!

Серегу охватил азарт. Находки следовали одна за другой. Иногда, в одном месте находилось несколько, сложенных друг на друге монет. Медные, никелевые - все они были отчеканены до 1941 года. Кроме монет нашел много солдатских пуговиц, разного размера, гильз, подковок на обувь и даже сильно проржавевший свисток – видимо офицерский. Сергей продолжал искать и с каждой новой находкой, все более отчетливо рисовалась перед ним история этого места.

Осенью 1941 года привел лейтенант новобранцев.

Почему 41 год? Так монет более позднего года выпуска не нашел.

Почему осень? Пуговиц от бушлатов или шинелей много оставили. Указал инструктор, где и как копать. Врылись мужики в землю и вскоре жарко стало. Осень у нас такая – днем может и плюс двадцать быть, а ночью ниже нуля температура падает. Сняли новики бушлаты, а некоторые и гимнастерки, через головы стащили. Сложили форму, как полагается, копать продолжили. Пока гимнастерки снимали, много монет из карманов просыпалось.

Почему много монет потеряли? Возможно, денежное довольствие получили.

Почему пуговиц много оторвали? Форма недавно выдана и перешить, усилить, еще не успели.

Вот и обед настал. Прокопали солдаты круглую, неглубокую канавку – можно сидеть, ноги опустив, а посередине стол получился. Достали сухой паек, поели.

Место, где обедали, Серега тоже нашел. Рядом банки консервные, проржавевшие в труху, металлоискателем вызвонил.

После обеда продолжили окапываться. Вот и вечер настал, лейтенант в свисток дунул, команда к построению. Построились и в лагерь…

Так Сереге увиделся этот день. Один день прошлого, прошедший в лесу около Сибирской станции Мальта.

2013 год, февраль. Сергей, сидя в полутемной комнате, освещенной только экраном монитора, читал Известия Сибирского отдела Императорского Русского географического общества за 1894 год. Прошлое родного края увлекло, помогло почувствовать то время, понять людей.

- «Да, увлекает! А год назад не было в интернете такого. Сейчас, же, много оцифровали архивов, только искать успевай.

Серега открыл 2 часть известий и просмотрел содержание.

- «Вот что то интересное: «Описание быта старой заимки».

Зачитался Сергей, особенно заинтересовало описание попытки ограбить, на то время одиночную (состоящую из членов одной, пусть многочисленной – нескольких поколений, семьи) заимку:

…Дождавшись, когда на хозяйстве осталась только старая женщина, в центральный дом поселения ворвались трое. Несколько часов ее мучали, пытаясь узнать, где спрятаны деньги общины, но хозяйка не показала место…

- «Молодец бабушка! Хм, ведь были деньги, была «заначка» - значит, и потерять могли. Заимка Волково. Да это наш район! Помнится, Димка рассказывал о самой старой заимке района, ныне не существующей, все хотел ее посетить…»

2013 год, апрель. Серега с Димой, другом по поискам, стояли на вершине небольшого холма, около развалин каменного дома. Впереди виднелись несколько фундаментов, черная яма колодца и остатки каких-то длинных строений. Вдоль подножья холма некогда протекала ручей – сквозь заросли остатки русла видны.

- «Нашли»!
- «Да, карта сюда указала, вот и характерный поворот ЛЭП виден…Дим, а у развалин вид то не очень старый. Да бог с ним, пойдем, походим».

Результатом часового хождения было разочарование – немного мелочи шестидесятых, алюминиевая проволока, железяки сельскохозяйственные – ничего старого.

- «Что-то негусто тут. Почему, Дим? Заимка старая, найти должны были. Может не то место? Хоть и красиво тут и вода под боком, но, по опыту, предки поселения в низинах основывали. На восточных ли южных склонах. Избы зимой от ветра это защищало и солнышко лучше обогревало. Поехали округу посмотрим, вот по той дороге, что вниз с холма по полям идет».

Поехали. Примерно через километр стали попадаться характерные следы – вывороченные плугом кирпичи, осколки посуды. Остановились, походили около дороги. Димке пятак времен правления Александра первого попался - массончик.

Сомнений не осталось, вот оно, Волково! Найти то нашли заимку, да копать нельзя. Селение посредь поля располагалось, а его засеять успели уже – ростки появились. Нечего делать, пришлось на осень оставить…

2013 год, октябрь. Заимка Волково. Сергей и Дмитрий вышли из машины.

- «Смотри, Дим, какая красота»!

Вдали виднелись, уже покрытые снегом, отроги восточного Саяна.

Серега любил позднюю осень, когда, чуть подмерзшее небо, было глубокое – до звезд, и там, в нереальной выси, синева плавно менялась чернотой космоса. Осенью он всегда ощущал прилив сил и верил, что все получится…

Парни собрали приборы и приступили к поиску. Осваиваясь на новом месте, старались охватить большую территорию, границы усадеб определяя, что на распаханном поле не очень просто. Находки радовали: монеты разных эпох, Сереге большой крест попал, киотный.

Через некоторое время Димка позвал Серегу, показывая что то. Полтинник серебряный нашел, 1896 года. Решили тщательно прозондировать этот квадрат. Начали попадаться монеты, от рублей до полушек и все до 1917 года были отчеканены.

Сомнений не осталось – «революционный клад» - деньги, спрятанные во время великого потрясения - революции 17 года. Ребята продолжили поиск.

Меж тем погода испортилась: небо заволокло тучами, подул сильный ветер и, как всегда неожиданно, начал падать снег, первый снег того года. Снежинки таяли, попадая на землю. Белое становилось слякотью.

Сергей решил посмотреть еще одно место - невдалеке виднелся участок, не тронутый плугом, земли, с черной дырой полузасыпанного колодца. Четкий сигнал. Серега поднял что то круглое, кажется серебряное. Оттерев грязь, увидел силуэт танка и выдавленную в металле надпись - «За отвагу». Это была медаль. Сергей продолжил искать и ,на этом метровом пятачке, земля отдала ему, одно за другим, гвардейский знак времен отечественной войны 41 года, знак за отличную стрельбу и солдатский жетон первой мировой и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Серега выложил на ладонь найденное и, вдруг осознал, что держит в руке историю. Он вспомнил о своем деде и прадеде – тоже воевали и понял, что должен узнать что-нибудь о судьбе людей живших в этом доме, на месте которого он стоит.

Так начались новые поиски, может более интересные, чем поиски с металлодетектором…


За отвагу!
Кадр с французской кинохроники 1918 г. «Чехословацкий бронепоезд идет по Транссибирской магистрали. Иркутск»-Станция очень похожа на станцию Мальта.

За отвагу!
…«Прямоугольных ям, расположенных в правильном порядке, было штук двадцать»…

За отвагу!
… «медные, никелевые – все они были отчеканены до 1941 года»…-некоторые из найденных монет.

За отвагу!
… «и даже сильно проржавевший свисток»…

За отвагу!
…«стояли на вершине небольшого холма, около развалин каменного дома»…

За отвагу!
…«Вдали виднелись, уже покрытые снегом, отроги восточного Саяна»…

За отвагу!
Серебро Российской империи.

За отвагу!
…«белое становилось слякотью»…

За отвагу!
За отвагу!
Владимир Павлович с Серегой - Дед с внуком.


P.S.: Рассказ основан на реальных событиях далекого и не очень далекого прошлого. Все имена, используемые в рассказе, принадлежат реально существующим или существовавшим, добрая им память, людям.

Автор текста и большинства снимков - Сергей (Ogrec).
Огромное спасибо Дмитрию (Митяй 38) за предоставленное фото и совместные выезды!

орфография и пунктуация сохранены.