Истории моего края
6 сообщений
В марте 2012 года в Санкт-Петербурге нашли уникальный клад семьи Нарышкиных.

Столовое серебро, ювелирные украшения и награды времен Российской империи обнаружили рабочие при реставрации особняка Нарышкиных на улице Чайковского в Петербурге.

- Там находилось более тысячи предметов, в основном столовое серебро, - рассказал ведущий менеджер по связям с общественностью Михаил Северов. - Особенно ценно, что это на первый взгляд полные сервизы - от вилок и ложек до серебряных самоваров.

Все предметы были тщательно упакованы: некоторые хранились в специальных деревянных футлярах для столового серебра, некоторые были завернуты в полотняные кухонные фартуки и куски материи, пропитанные уксусом - они сохранили слабый запах. Некоторые вещи неведомые собиратели клада завернули в упаковочную бумагу, а когда ее не хватило - в газеты. На упаковку ушла часть 1917 года, и по датам - июль, август, сентябрь - получается, что о сохранности ценностей Нарышкины позаботились еще до или сразу же после Октябрьской революции.

По оценкам специалистов, подобных находок - такого количества и масштаба единовременно - в Петербурге не было никогда. В составе клада, помимо столового серебра, есть также несколько предметов декора, в том числе массивные серебряные подсвечники в стиле модерн, немного ювелирных изделий, ордена и медали Российской империи, а также два дорожных несессера - мужской и женский. Все находки сейчас предстоит тщательно описать, а затем атрибутировать. Помочь в этом могут гербы, украшающие многие из находок. Один из них уже опознан как герб рода Нарышкиных, владельцев второго, сдвоенного, еще предстоит установить.

Памятник федерального значения особняк Трубецкого - Нарышкиных на улице Чайковского, 29А сейчас реконструируется под культурно-просветительскую и административно-деловую функцию. По одной из версий, здесь разместится Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия.

Отметим, что сокровища в особняке Нарышкиных, по всей видимости, обогатят не только российскую историю, но и тех, кто их обнаружил. В соответствии со статьей 233 Гражданского кодекса РФ в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом нашедшему полагается 25 процентов от стоимости клада. Однако оценить нарышкинскую находку специалисты не берутся даже приблизительно.

Дом на улице Чайковского, 29 А первоначально принадлежал прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу - "арапу Петра Великого". В 1855-1856 годах его перестроил для новых владельцев, князей Трубецких, архитектор Гаральд Боссе. Через 20 лет, в 1875-1876 годах, для князя Нарышкина его реконструировал Роберт Гедике.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 ноября. Экспертизу клада Нарышкиных планируется начать в следующем году. Об этом сообщил представитель компании "Интарсия" Михаил Северов.

По его словам, "Интарсия" была не готова сама искать экспертов, поэтому обратилась с письмом в Минкульт с просьбой, чтобы государство определило, кто же будет оценивать эту находку. Минкульт отказался подбирать эксперта, поэтому сейчас компания ищет его самостоятельно.

Северов добавил, что в начале следующего года, вероятно, удастся договориться со специалистами, после чего экспертиза начнется точно, сообщают интернет-СМИ.

Северов отметил, что сама экспертиза клада будет очень трудоемкой и может занять около года.

Напомним, ранее в СМИ сообщалось, что клад сейчас делят на две части. Одна остается в Константиновском дворце, которому передала его на хранение компания "Интарсия", вторая — отправится в резиденцию Павла I. Там к концу года тоже планируют устроить выставку. Более того, сотрудники Павловского музея надеются, что коллекция останется у них навсегда.

После этого стало известно, что договоренностей о разделении клада Нарышкиных между Константиновским дворцом и резиденцией Павла I достигнуто не было.

Клад в петербургском особняке на ул. Чайковского, 29 нашли в марте этого года. Сначала СМИ сообщили, что ценную находку сделал прораб в одной из комнат флигеля особняка. Вскрыв полы на третьем этаже, он обнаружил на втором этаже помещение площадью около 4 квадратных метров — его не было в планах. После этого появилась другая версия находки клада. 27-го числа в особняке дежурили трое охранников. Проверяя машины, которые выезжают с территории, они и обнаружили в мешках для строительного мусора драгоценности. По подозрению в совершении данного преступления задержали двоих рабочих, граждан Таджикистана. Только после этого рабочие показали ту самую потайную комнату, где обнаружили старинные вещи.

Клад Нарышкиных — это более 2 тыс. предметов. Все они были завернуты в оберточную бумагу или газеты, датированные мартом, июнем, сентябрем 1917 года. Эти вещи конца XIX и начала XX веков дошли до нас в идеальнейшем состоянии, несмотря на 95 долгих лет, проведенных в заточении.

http://www.rosbalt.ru/piter/2012/11/29/1065307.html
Городские подземелья: Лиговские ходы

Один из любимых сталкерских маршрутов в Петербурге — Лиговское подземелье.

Застройка Лиговского проспекта проходила достаточно хаотично. Облик проспекта и прилегающих районов продолжительное время формировался без всякого градостроительного плана. В результате на Лиговке сложился уникальный комплекс подземных сооружений (катакомбы, как их называют сталкеры), состоящий из подвалов, погребов и различных помещений неясного предназначения, нередко довольно внушительных размеров, оставшихся от некогда снесенных культовых, промышленных и жилых зданий.

Порой здесь случаются удивительные находки. Так, в районе Боровой улицы в одном из подземных помещений, по словам сталкеров, они наткнулись на настоящую воровскую "малину". Судя по обрывкам газет, пустым водочным бутылкам и другим предметам, она процветала тут в конце 40-х - начале 50-х годов. Были найдены верхняя одежда, патефон, фарфоровые статуэтки, а также набор воровского инструмента - универсальные "фомки", "лапы" и отмычки всевозможных конфигураций.

Система подземных ходов лежит практически везде в центральных районах Петербурга, утверждают сталкеры. Так, в районе современной Сенной площади имеется несколько ярусов подземных сооружений, которые являются наслоившимися друг на друга остатками подвалов строений, находившихся как на самой площади, так и вокруг нее. Эти слившиеся и пересекающиеся подвалы тянутся от Невского (Гостиный двор, Апраксин двор) до Лермонтовского проспекта. Когда-то эти ходы активно использовались преступным миром в качестве укрытий и хранилищ для наворованного добра. Таким же путем возникли и галереи сквозных подвалов под Васильевским островом.
Гатчинский дворец

Гатчинский дворец стал подарком императрицы Екатерины II ее фавориту графу Григорию Орлову, который и был первым владельцем замка (1766-1781 года постройки). В 1783 году, после смерти графа Орлова, Екатерина II выкупила у его наследников гатчинское поместье и подарила его сыну, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. С его именем некоторые историки связывают создание подземного хода Гатчинского дворца. Однако все сохранившиеся документы указывают, что он уже был при императоре. Таким образом, подземный ход и заканчивающийся им грот "Эхо" на берегу Серебряного озера были созданы одновременно со строительством дворца при Орлове, утверждает краевед Андрей Бурлаков.
Изображение
Спуститься в подземный ход длиной в 130 метров можно было прямо из парадных залов. Еще с орловских времен в нише стены парадной опочивальни имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу. По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.
Изображение
Гулкие подвалы использовались для увеселения гостей. Дело в том, что благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, и посетители Гатчинского дворца развлекались специальными "кричалками". Из-за этого же выход из тоннеля на берег Серебряного озера был назван гротом "Эхо".

По утверждению экскурсоводов государственного музея-заповедника, эхо в подземном ходе "работает" не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей, и в этом состоит инженерный секрет архитектора Антонио Ринальди.

Среди самых известных "кричалок", которые, возможно, сохранились еще с тех далеких времен, можно назвать такие распространенные сегодня, как: "Какой цветок не боится мороза?! — Роза!", "Как называлась первая дева?! — Ева!", "Кто украл хомуты?! — Ты!".

Но самым популярным у туристов, посещающих Гатчинский дворец, является восклицание: "Кто нами правил?! — Павел!". Очевидцы рассказывают, что иногда последнее слово эхо повторяет до 30 раз!

Павел I часто пользовался потайным ходом Гатчинского дворца, пишет в своей статье Андрей Бурлаков. Он любил устраивать своим гостям неожиданные сюрпризы, таинственным образом исчезая из дворца и так же неожиданно появляясь. На берегу Серебряного озера на небольшой деревянной пристани у грота "Эхо" его всегда ждал челнок и верный слуга. Путь из подземного хода дальше мог продолжаться и по воде.
Изображение
Гатчинский подземный ход хранит немало загадок. Долгое время считалось, что именно этим подземным ходом воспользовался бежавший в 1917 году от преследования большевиков Александр Федорович Керенский. Как известно, он прибыл в Гатчинский дворец из революционного Петрограда 27 октября вместе со штабом третьего конного казачьего корпуса.

В 1918 году залы Гатчинского дворца впервые были открыты для посещения, а вскоре небывалый поток туристов довоенной поры хлынул в этот очень популярный музей. Большим успехом у экскурсантов пользовался открытый для обозрения подземный ход. В послевоенный период долгое время ему была уготована роль склада Гатчинского водоканала.

Однако, по некоторым данным, этот подземный ход — лишь один из многих ходов подземелья Гатчинского дворца. До 1918 года в них якобы хранили пищу и там же находились винные погреба.

Кроме того, есть легенда, что подземный ход соединял Гатчинский дворец с Приоратским. Якобы Павел I приказал соединить свой кабинет, находившийся на первом ярусе Часовой башни, с кабинетом приора Мальтийского ордена в Приоратском дворце.

Во время укрепления фундамента дворца реставраторы неожиданно действительно наткнулись на подземный ход. Один из смельчаков прошел по нему около 100 метров, но двигаться дальше без специального снаряжения было рискованно. Свод подземного хода достигает высоты человеческого роста в начале и постепенно понижается. Внутри подземный ход выложен камнем. Предназначение загадочного тоннеля точно не выяснено. По мнению реставраторов, ход пролегает под дном нескольких водоемов и является частью подземных коммуникаций старинной Гатчины, которые совершенно не исследованы.
Потерна Петропавловской крепости

Совершенно логично начинать прогулку под Санкт-Петербургом с места его основания — Петропавловской крепости. Хотя ее подземный ход сейчас уже не тайна.

В Государевом бастионе Петропавловской крепости, ее первом бастионе (бастион — это пятиугольное укрепление на углах ограды крепости, предназначенное для обстреливания местности), в толще откосной наружной стены был создан подземный боевой ход — потерна. Это произошло тогда, когда крепость перестраивалась из дерево-земляной (какой она была заложена изначально, 16(27) мая 1703 года) в каменную (перестройка началась в 1706 году, Государев бастион перестраивался в 1717-1732 годах).

Потерна представляет собой подземную галерею, необходимую для безопасного передвижения гарнизона крепости во время осады из левого фланка бастиона в правый (фланки — боковые стороны бастиона). Потерна в Государевом бастионе Петропавловской крепости — это тоннель длиной 97 метров и шириной около 2-х. Кирпичные стены и своды не были окрашены и оштукатурены. В наружной стене были сделаны 25 амбразур (бойниц), которые могли использоваться как для освещения, так и для ведения стрельбы. В 1829 году они были заложены в ходе переоблицовки этой части стены новым кирпичом.

Дело в том, что потерна для оборонных целей так никогда и не использовалась (не сыграла активную роль оборонительного сооружении и сама Петропавловская крепость). В 18 веке потерна служила складским помещением, а после повышения уровня полов в казематах Государева бастиона, 1840-60-х годах, вход в подземную галерею был засыпан.

Реставрация потерны и каземата, с которым она соединена, стала национальным подарком Королевства Нидерландов к 300-летию Санкт-Петербурга, которое отмечалось в 2003 году. С этого времени потерна и каземат открыты для посещения.

Отметим, что еще одна потерна была устроена в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, вход в нее впоследствии также засыпали, открыт он в музейных целях не был.

***
Уже в начале 18 века большинство боевых и охранительных казематов Петропавловской крепости использовались как складские и жилые помещения, мастерские, места заключения. По легенде, в каземате Государева бастиона императрица Екатерина II хранила свои кнуты.

С 1920-х гг. в казематах правого фаса Государева бастиона располагались гаражи, в Великую Отечественную войну здесь было бомбоубежище, а с 1964 года — мастерские Комбината живописно-оформительского искусства (КЖОИ) Ленинградского отделения Художественного фонда.

С 1950-х гг. помещения потерны Государева бастиона использовались для прохождения теплотрассы.

Кто рассказал: ведущий научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук Марина Олеговна Логунова.

Фото: Елена Калинина, "Санкт-Петербург.ру"

Вложения

Михайловский замок

Еще один замок, на этот раз специально построенный для Павла I и являвшийся только его резиденцией (хотя и всего 40 дней), окутан подземными легендами.

Как известно, Павел I — одна из самых мистических фигур царской России. Он сам придавал большое значение приметам, поверьям и предсказаниями, а потому всю жизнь опасался дурного, стараясь оградить себя от потенциальной опасности. Собственно, с этой целью и был построен Михайловский замок (названный так в честь Святого Михаила — покровителя рода Романовых), где, несмотря на все меры предосторожности, император был убит.

Михайловский замок строился в очень короткий срок - с февраля 1797 года по 1800 год. Разработку проекта своего убежища Павел I поручил молодому, но опытному архитектору Винченцо Бренне, с которым он познакомился в Польше.

Замок был построен на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (где, кстати, Павел родился), со всех сторон резиденцию окружала вода (специально были прорыты искусственные каналы) и рвы, на "материк" были перекинуты подъемные мосты — в общем, император основательно "забаррикадировался". Кроме того, по предположениям ряда историков, от Михайловского замка было прорыто несколько подземных ходов, которыми император смог бы воспользоваться в случае опасности. В частности, один из них, по предположениям, вел в Воронцовский дворец (где ныне располагается Суворовское училище) и был самым длинным (около 3,5 км).

Официальных доказательств этого нет. Как пишет в своей статье "Подкоп под Павла I" военный журналист и историк Андрей Веричев, на сохранившихся планах Михайловского замка подвалов нет. По его предположению, они были уничтожены рукой архитектора Бренны, уехавшего из России ровно через год после покушения на Павла (по другим данным, документы могли сохраниться, но пока их поиски не дали результатов). Уже в 1801 году, сразу после смерти Павла, было уничтожено все, что придавало дворцу характер крепости: снесена каменная стена, окружавшая здание, засыпаны рвы, сняты подъемные мосты, увезены пушки и решетки. Занимался этим сам архитектор, который мог и заделать входы в подземелье. По одной из версий, он мог "сдать" информацию о потайных ходах заговорщикам, которые совершили убийство Павла I, и именно по этим тоннелями они и попали в замок, что объясняет внезапность их появления среди ночи.

Косвенно в пользу того, что под Михайловским замком были тайные ходы, говорит тот факт, что он построен на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, воздвигнутого, в свою очередь, на месте дворца Анны Иоанновны, который с большой долей вероятности имел секретную галерею. Однако, чтобы это окончательно подтвердить, нужны археологические данные, а получить их можно, только разобрав Михайловский замок.

Откуда информация: статья Андрея Николаева "Романтики городских подземелий" (журнал "Колумб"); статья Андрея Веричева "Подкоп под Павла I" (журнал "Невское время")

Вложения

Ответить
6 сообщений

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гостьВсего 1 посетитель :: 0 зарегистрированных, 0 скрытых и 1 гость
Больше всего посетителей (289) здесь было 26 июл 2017, 12:18

cron