До середины XVI века территория современной Йошкар-Олы входила в состав Галицкой даруги Казанского ханства и была заселена коренными марийцами. Археологические раскопки свидетельствуют, что люди в окрестностях этих мест жили уже 12 тыс. лет до н. э., то есть с эпохи мезолита.
В октябре 1552 года Иван Грозный разгромил Казанское ханство и присоединил эти земли к Русскому царству, однако местное население не захотело подчиняться новым порядкам московского правительства, и весной 1553 года началось широкое национально-освободительное движение. Иван Грозный для подавления восстаний использовал свои московские войска, которые довольствовались лишь временными военно-ресурсными базами на этой территории. Но восстания не прекращались, и было решено ставить здесь «города-крепости» для усмирения мятежников. Именно этому событию и обязан своим рождением город Йошкар-Ола.
«Царёв город на Кокшаге» (отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города — Царёвококшайск) был основан в 1584 году при царе Фёдоре Иоанновиче уже после смерти Ивана Грозного. Первоначально Царёвококшайск представлял собой типичное военное укрепление, окружённое с четырёх сторон земляными валами с деревянными стенами. Со временем город перестал выполнять свою военную функцию, превращаясь в ремесленный и торговый центр. Здесь начали селиться ремесленники, торговцы, крестьяне, границы города тоже вышли за прежние пределы, образовав посад и слободу. Основным занятием населения стало земледелие. В окрестностях города выращивался хмель. Процветали пушной, лесной и винокуренный промыслы. Но основную часть населения по-прежнему составляли военные.
Царёвококшайск в течение длительного времени оставался военно-административным центром в глубине марийского края. В городе размещались уездная администрация и военный гарнизон, состоящий из русских стрельцов и служилых людей, которым не раз приходилось подавлять стихийные волнения местного населения. Например, бунтующие крестьяне Поволжья и Вятской стороны (русские, татары, чуваши, марийцы) зимой 1609 года с боем захватили Царёвококшайск. Для усмирения повстанцев из Казани прибыл царский карательный отряд, который жестоко расправился с восставшими.
Царёвококшайцы участвовали в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Их посылали для усиления русского влияния на Дон и в калмыцкие степи. Сохранились предания, что царёвококшайцы участвовали и в военных походах Петра I.
С созданием Царёва города на Кокшаге здесь появилось и русское население. Рядом с крепостью был расположен посад, где жили торговцы и ремесленники, в основном прибывшие из центральных районов Русского государства. В середине XVII в. деревни, находившиеся в окрестностях Царёвококшайска, ныне вошедшие в черту города (Вараксино, Лапшино, Гомзово, Берёзово, Кожино, Марково, Пахомово, Ширяйково, Жуково, Княжна), принадлежали царскому окольничему князю В. Г. Ромодановскому. Во второй половине XVII в. после его смерти, они перешли в ведение дворцового управления, то есть государственной казны. Из нерусского населения в городе и его окрестностях проживали новокрещённые служивые люди — тарханы, о которых напоминает до сих пор название городского микрорайона «Тарханово».
Возникнув как укреплённый город, Царёвококшайск ещё более 300 лет назад стал центром уезда. Городом и уездом в XVII в. управлял воевода, назначаемый Разрядным приказом и подчинявшийся приказу Казанского двора. Он руководил вооружёнными силами, исполнял юридические функции, собирал ясак с марийского населения.
При Петре I Царёвококшайск был приписан к Казанской губернии, в которую входило всё Поволжье от Нижнего Новгорода до Астрахани. В 1775 году издаётся указ, согласно которому в Казанскую губернию входило только Среднее Поволжье. Царёвококшайск стал уездным центром вновь преобразованной Казанской губернии.
В XVIII в. город несколько видоизменился: появились каменные дома, было построено 5 церквей: Троицкая (1736 год), Входо-Иерусалимская (1754 год), Вознесенская (1756 год), Воскресенский собор (1759 год), Тихвинская (1774 год). В «Экономических примечаниях Царёвококшайского уезда», составленных в конце XVIII в., указывалось, что в Воскресенском соборе помещалась кладовая для хранения собираемой государственной денежной казны; в казённом помещении возле Троицкой церкви размещались городская полиция и тюрьма. В XVIII веке в городе появились первые промышленные предприятия, наблюдался бум каменного строительства (до этого город был полностью деревянным). В городе стала проводиться Александро-Елизаветинская ярмарка. Тогда же в городе складываются купеческие династии.
0_6405f_bb990230_XL.jpeg
Есть у нас легенда одна, про клад Пугачева. Тема заезженная, и ученые до сих пор спорят: есть ли клад Пугачева в озере с марийским названием Шертньо-Куп , что в переводе означает Золотое болото.
Итак.... Происходило все летом 1774 года, когда Пугачев после разгрома на Арском поле (под Казанью) бежал с малым отрядом в марийские леса. Брошена была даже семья и многочисленные обозы-Пугачев сумел спасти только казну войска-целый воз золота и драг. камней. По легенде Пугачев боялся погони, поэтому оторвавшись от преследователей, свернул с Казанского тракта в глухой лес. В это время воз с казной попал в карстовую воронку, на дне которой было глубокое озеро. Воз был настолько тяжел, что лошади не смогли его удержать. Тогда попытались спасти хотя бы лошадей, но бездонное озеро поглотило воз вместе с лошадьми за считанные секунды. Пугачев был рассержен и взволнован, он очень рассчитывал на нее. Он приказал достать казну из озера, но сколько смельчаки ни ныряли, не смогли ничего нащупать. В народе это карстовое озерцо так и прозвали Золотым.
russia-foto-ioshkarola-foto13.jpg
Приезжайте в нашу Марийскую республику, у нас очень красивые места и богатая история!