Внимание! В связи с тем, что форум переехал на протокол безопасности HTTPS, возможны проблемы с авторизацией на форуме.
Для устранения ошибки входа на форум, очистите Cookies для раздела форума: www.mdregion.ru/forum и mdregion.ru/forum.
Как очистить Cookies читайте в "Как удалить файлы cookie, полученные с определенного сайта". Спасибо за внимание!
Коллекционирование, изучение, атрибуция, все вопросы по перстням и кольцам
9 сообщений Страница 1 из 1
От перстня к кольцу
КОЛЬЦО или ПЕРСТЕНЬ - украшение, надеваемое на палец. Костяные кольца существовали еще в эпоху палеолита, в неолите - каменные, в бронзовом веке – металлические кольца.

Ученые сходятся во мнении, что изначально кольца служили опознавательными знаками (в этом своем значении они упоминаются, например, в индийском эпосе 11 в. до н.э.). В Древнем Египте были распространены перстни в виде резной печатки с подписями или изображениями, на проволочном ободке. Такие перстни перешли затем к грекам, этрускам, римлянам и др.

В Римской республике сенаторы и всадники носили золотые перстни, простые граждане -железные. Во времена Римской империи золотые кольца могли носить уже все свободнорожденные, серебряные - вольноотпущенники.

В Древней Руси перстни могли носить все, от царя до крестьянина. Горожанки носили золотые и серебряные перстни с изображениями, крестьянки - медные, с геометрическими узорами. Перстень для большого пальца назывался «напалком» и делался массивнее остальных; перстень с резной вставкой назывался «жикови-ною». Существовало множество поверий относительно чудодейственной силы некоторых камней, и зачастую этим определялся выбор какого-либо драгоценного камня для украшения перстней и крестов. Так, царь Иван Васильевич предпочитал яхонты червленые (рубины) и лазоревые (сапфиры), ибо в старых лечебниках было сказано, что носить при себе яхонт червленый - снов страшных не видеть, а в перстне носить яхонт лазоревый - быть спокойным духом, честным, набожным.

Существовали поверья и относительно загадочной силы самих колец. Считалось, например, что золотое кольцо (особенно венчальное) помогает при родах, и в Малороссии его держали перед роженицей. Во многих древних песнях (литовских и пр,) кольцо- символ солнца, света. Нельзя не упомянуть также обрядную роль кольца в свадебных ритуалах: еще у древних народов, как-то германцев, англосаксов, индусов, римлян и некоторых других, свадебный ритуал включал обмен кольцами.

Кольца делались из самых разнообразных металлов, украшались насечками, узорами, чернью, финифтью, в них вставляли жемчужины и драгоценные камни; на них вырезали надписи, клейма, всевозможные изображения, религиозные мотивы.

Во времена раннего средневековья было принято носить одно кольцо на безымянном пальце. Кольца были достаточно простыми – с орнаментом, узорами, надписями, с одним камнем; с течением времени форма их усложнялась, оправы становились выше, все больше добавлялось драгоценных камней и эмали (хотя наряду с этим всегда оставались и простые формы), и к позднему средневековью все пальцы рук уже были усыпаны перстнями. Носили даже по два кольца на одном пальце, по одному на суставе.
В 17 в. любили носить перстни с большими гранеными камнями в центре, на гравированном обруче; появились перстни с секретом.

В 18 в. предпочитали бриллианты в скромной оправе, хотя существовали и разного рода бантики, цветы и пр. На рубеже 18-19 в. появились перстни с миниатюрными портретами в жемчужной или бриллиантовой рамке.

Мода на камни все время менялась, так как ювелиры открывали для себя новые камни, которые можно было красиво подать, и, кроме того, они могли вдруг показать уже известные, но поднадоевшие камни «с красивой стороны». Так, в 18 в. были открыты красный карнеол и "моховой агат"; стали пользоваться популярностью слоистый оникс и многоцветный агат. Новое рождение пережили аметист, горный хрусталь, дымчатый топаз - в них стали вырезать инталии.

В период наполеоновских войн, однако, когда Европа отдавала "все золото на железо", украшения (в том числе и кольца) делали из тонкого чугуна. В период второго рококо носили уже золотые кольца с цветной эмалью, зачастую с тайником. В конце 19 в. модным был солитер в платиновой оправе.
***********************************************
У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего;
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем;
у него есть настоящее - и то не день - а мгновение.
История колец
История колец. Кольца, украшения для пальцев форме обода, обруча или спирали, выполненные из различных материалов, распространено у большинства народов мира. В русском языке слово «кольцо» произошло от старославянского корня «коло», означающее колесо. Обруч с крупной вставкой в виде щитка, либо крупного камня, называется перстнем. История колец уходит в глубокую древность, - костяные кольца носили еще в эпоху палеолита, первые металлические кольца появились в бронзовом веке. Кольцо считалось символом единства и вечности, так как в его форме невозможно различить ни начала, ни конца. Кольца были чрезвычайно распространены в древнем мире, причем тогда это было не просто украшение, а еще и символ определенного социального положения: их носили те, кому была дана власть, в Римской республике сенаторы и всадники носили золотые кольца, а простые граждане - железные. При империи это правило было отменено: с 3 в. все свободнорождённые получили право носить золотые кольца, а вольноотпущенные - серебряные
Изображение

Функции колец.
Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости. До сих пор можно видеть наперстки в виде кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники. Лучники в свое время носили по три кольца - на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой. В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла. Кольца также наделялись религиозным и мистическим смыслом, так, например, мусульмане считают священными перстни с сердоликом, так как кольцо с таким камнем носил пророк Мохаммед. Правоверные считают - «кто носит в перстне сердолик, тот непрестанно пребывает в благоденствии и радости». Чудодейственные свойства приписывались кольцу с бирюзой. Существовало поверье, что этот перстень - талисман приносит своему владельцу богатство.
Изображение

Кольцо как печать и подпись.
Впрочем, в древности кольцо было не только декоративным предметом, но и имело другие функции, например, подписи. Существовал обычай носить на пальце печать, равносильную именной подписи и в то же время служившую украшением. Обычно такие печати носили на указательном пальце правой руки. Такие печатные кольца с вырезанными надписями или изображениями были распространены еще в Древнем Египте. Оттиск такого кольца служил подписью владельца. Печатные кольца были затем у эгейцев, греков и этрусков. У католических епископов перстень - знак их власти. Их называют «перстни Рыбака», и они подтверждают статус Папы как наместника Святого Петра на земле. Перстни Пап делались из разных материалов – свинца, бронзы, позже из золота, где был нанесен папский герб - скрещенные ключи или тройная корона. Каждый такой перстень был уникален. Своим оттиском он удостоверял подлинность документов папской курии и уничтожался после избрания нового Папы. За особые заслуги копии папских печаток дарились паломникам и служителям католической церкви.
Изображение

Кольцо как удостоверение и пропуск.
Позже кольца выполняли роль своеобразного пропуска или удостоверения личности. Кольца-печатки служили пропуском на тайные собрания монашеских орденов, таких как орден тамплиеров, иезуитов, масонов, чьи секреты не раскрыты до сих пор. Например, кольцо-пропуск масонов выглядело в виде чугунной печатка с черепом Адамовой головы с скрещенными берцовыми костями и надписью «Таким будешь». В деревушке Кладах существует еще рыбацкая версия о кольце Кладда: изображение на нем является своего рода символом рыбаков этого региона. Его изображали на лодках и парусах, его носил каждый рыбак в знак принадлежности к профессии. Если местные рыбаки встречали лодку, команда которой не могла предъявить такое кольцо, то они имели право ее уничтожить. В современном мире существует традиция ношения колец, символизирующих место образования — университет и факультет, а также клубную принадлежность. Такие кольца чаще всего имеют свою особенную иконографию, связанную с историй заведения.
Изображение

Кольца с секретом.
Истории известно немало примеров конструкции колец-тайников, которые нередко использовались в качестве оружия. Самым ярким примером, пожалуй, является история легендарной семьи Борджиа. Чезаре Борджиа прославил свои знаменитые перстни тем, что при их помощи лишал жизни любого, кто ему был не угоден. Конструкция таких перстней была особой – их верхушка или крышка откидывалась, как у медальонов, скрывая под собой полость для хранения яда. Были кольца и с поворотной верхушкой, открывавшей тайник, и кольца с выдвижными иглами, отравленными ядом. Такими кольцами и пользовался Чезаре Борджиа, - в одном из его колец был незаметно открывающийся тайник, откуда, прямо во время "дружеской" беседы, например, переставляя бокалы, можно было сбросить яд. В одном из вариантов - сдвигался камень кольца. В другом - под оправу кольца монтировалась скользящая панель для тайника. Было также кольцо "коготь льва", невинно гладкое с наружной стороны пальца, но с тыльной стороны имевшее приспособление в виде металлических "коготков". В карнавальной толпе, Чезаре, скрытый под маской, хватал руку намеченного человека, пожимал ее и, уколов жертву шипом, смазанным ядом, при необходимости выбрасывая прочь кольцо-улику. В разделе колец с секретом, можно также вспомнить о кольцах-головоломках в виде плетеного орнамента, составленного из нескольких частей.
Изображение

Кольца как символ любви и дружбы.
Гладкие без украшений обручальные кольца применяются многими народами при бракосочетании. В I веке н. э. по гражданским законам Римской империи для вступления в брак достаточно было устного или письменного соглашения двух сторон - жениха и родителей невесты. Договоренность закреплялась в тот момент, когда жених вручал родителям невесты железное колечко. С этого момента девушка покидала ряды кандидаток в невесты и де-юре получала статус жены. Для юриста в Древнем Риме договор о заключении брака, так называемый футуратум, с вручением кольца имел первостепенное значение. Само свадебное торжество существовало только для того, чтобы поставить в известность общественность о том, что двое теперь будут одним целым. Интересен древнееврейский обычай: жених вручал невесте кольцо вместо монетки, как делали ранее, в знак того, что берет на себя мужские обязательства заботиться о финансовом благополучии будущей жены. Обручальные, а иногда и кольца для помолвки, надевали на палец задолго до свадьбы, порой еще детям: жениху - золотое, невесте - серебряное, а иной раз, наоборот, жениху - серебряное, знак силы, невесте - золотое, знак чистоты и непорочности. По преданию, Деве Марии Иосиф при обручении надел кольцо на средний палец левой руки. В древних церковных обрядах принято было в процессе венчания переносить кольцо с пальца на палец: на большой - со словами «во имя Отца», на второй - «и Сына», на третий - «и Святого Духа», и затем на четвертый, где кольцо уже оставлялось. Со времен Древней Греции в людях жило убеждение, что безымянный палец левой руки имеет тесную связь с сердцем. Правая рука — символ власти, левая - сердца. Европейская традиция предполагает ношение нескольких обручальных колец — перстня с камнем, обычно бриллиантовым, с которым мужчина делает предложение невесте, и гладкого кольца, которое невеста одевает в заключении бракосочетания. На сегодняшний день существует традиция дарить кольца не только возлюбленным, но и родственникам, и друзьям, с внутренней или внешней гравировкой, напоминающей носителям о значимых событиях, чувствах и обетах.
Изображение

Кольцо «Кладда».
Из Ирландии пришла традиция использовать в качестве обручального, так называемое, кольцо Кладда (от ирланд. Claddagh). Достоверно известно, что кольцо Кладда принадлежит к так называемой группе колец верности(от итал. fede - вера, другое название - “mani in fede” – руки верности). Такие кольца существовали ещё во времена Римской Империи, и позднее стали любимым украшением средневековых красавиц. В большинстве случаев эти кольца имеют форму двух сомкнутых рук, символизирующих согласие и верность данному слову. Иногда две руки держат сердце, и тогда кольцо превращается в обручальное. Есть ещё один вариант, когда сердце увенчано короной, именно его и называют кольцом Кладда. Этот образ – знак "королей рыбаков Кладда", подпись к нему гласила: "Grá, Dilseacht, agus Cairdeas," по-ирландски "Love, Loyalty, and Friendship" (любовь, преданность и дружба). Считается, что сердце символизирует любовь, руки – любовь и верность, корона – преданность. Вся композиция - это две руки, объединённые любовью и увенчанные благодатью Христовой. Существует еще одно объяснение, где корона – посвящение Отцу, левая рука – Сыну, правая – Святому духу. Это объяснение прямым образом связано с трилистником – излюбленным символом Троицы для ирландцев. Кольца Кладда носят не только в знак обручения, но и как символ дружбы. При этом существуют следующие нюансы: если кольцо надето на правую руку и сердце обращено в направлении от его обладателя, то есть к кончикам пальцев, это говорит о том, что владелец кольца Кладда находится в поиске своей любви. Если кольцо носят на правой руке и сердце обращено к обладателю кольца, это сообщает, что владелец кольца находится в любовных отношениях. Кольцо на левой руке с сердцем, обращённым к его владельцу, считается обручальным. Позднее появился ещё и четвёртый способ ношения кольца — на левой руке, сердцем от носителя. Так его носят, согласно разным источникам, во время свадебной церемонии, как знак того, что сердца жениха и невесты устремлены друг к другу, а также помолвленные, вдовые и разведённые люди. По традиции кладдахское кольцо из поколения в поколение передаётся от бабушки к внучке или от матери к дочери.
Изображение

Легенды о кольцах.
Кольца обросли множеством легенд. По одной из них самое первое кольцо носил Прометей по велению Зевса, и было это звено, вынутое из оков, сковывавших титана. По другой версии Прометей сам решил оставить на себе кусок цепи как память о перенесенных муках, как символ непокоренности. В знаменитой «Саге о Нибелунгах» молодой воин Зигфрид становится владельцем кольца, дающего власть над золотом, но навлекающего на своего хозяина проклятье. На Востоке джинна и всемогущего духа, который выполнит любое желание, тоже удобнее всего вызвать с помощью волшебного перстня. Знаменитый перстень библейского царя Соломона даровал человеку власть и здоровье. А в трилогии Толкиена «Властелин колец», точкой преткновения является гладкое золотое кольцо, способное покорить и поработить весь мир. Очень интересна легенда о вышеупомянутом кольце Кладда, Кладдах — это маленькая рыбацкая деревушка на западе Ирландии, где в 1660-1737 годах жил некий Ричард Джойс. Он покинул родные края, отправившись работать в Вест-Индию, по возвращению откуда Ричард собирался жениться на своей возлюбленной. По пути в Вест-Индию его корабль был захвачен алжирскими пиратами, сам Ричард Джойс взят в плен и продан в рабство мавру-ювелиру. Раб быстро освоил ремесло своего хозяина и вскоре овладел им в совершенстве. Тоскуя по своей далёкой невесте, он создал кольцо в форме двух рук, держащих сердце под короной. Позднее это кольцо стало известно как кладдахское кольцо. В конце концов Ричарду Джойсу повезло: в 1689 году Вильгельм III Оранский вскоре после своей коронации договорился с маврами об освобождении всех британских рабов. Несмотря на то, что бывший хозяин предложил Ричарду жениться на своей единственной дочери и стать совладельцем его ювелирной мастерской, Ричард вернулся на родину. Всё это время невеста Ричарда верно его ждала. По позвращению домой Ричард Джойс женился и занялся ювелирным делом на родине.

Изображение


Источник http://www.monpasie.com/ru/handmade/jew ... tory_rings
***********************************************
У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего;
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем;
у него есть настоящее - и то не день - а мгновение.
Спасибо за информацию!!!! Мне особенно понравилось про яды) Ну и эпоха, кучу народа потравили :horse2:
А я вот и не знал о кольце "кладда". :fire:
***********************************************
У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего;
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем;
у него есть настоящее - и то не день - а мгновение.
Классификация древнерусских перстней
Перстни, или кольца - и поныне наиболее распространенное украшение у всех народов. И Русь в этом отношении не исключение. Термин "перстень" в письменных источниках известен с XI в., а термин "кольце" - в значении украшение на пальце руки - c XIII в. В бытовании перстней прослеживается та же закономерность, что и в бытовании других древнерусских металлических украшений, то есть в южнорусских древностях они встречаются реже, в меньшем количестве и разнообразии, чем в севернорусских. Как показывают исследования, перстни были преимущественно женским украшением, но носили их и мужчины и дети, причем как на правой, так и на левой руке (число их на обеих руках колебалось от 1-2 до 4-5, а иногда и до 10). Иногда перстни клали в погребение в качестве приношения. Время их бытования и наибольшего распространения моды на перстни в Новгороде - XII-XIV вв. Однако такая картина типична лишь для Новгорода, переживавшего в XIV в расцвет. В других древнерусских городах максимальное число находок перстней приходится на XII - первую треть XIII в. После татаро-монгольского нашествия количество находок перстней резко сокращается.

Перстни можно разделить на дротовые, витые, плетеные, пластинчатые. Эти виды перстней подразделяются на типы по форме концов и соединений. Однако выделяют и своеобразные виды перстней - щитковосрединные, печатные, со вставками и др.
Дротовые перстни по поперечному сечению делятся на округлые треугольные, квадратные. Самой простой формой являются круглодротовые замкнутые и круглодротовые с разомкнутыми заходящими концами. Они встречаются в древностях всех восточнославянских племен. Судя по новгородским находкам эти перстни бытовали в XI-XIII вв.. Разновидностью круглодротовых гладких перстней являются рубчатые. На их утолщенную внешнюю сторону нанесена косая насечка, подражающая витью, гладкие сомкнутые или разомкнутые концы сужены. Подобные перстни были одним из самых распространенных украшений у всех славянских племен. По-видимому, их можно считать этнически определяющим признаком славян. Судя по новгородским находкам бытовали они с конца XI по XIV в. Изготовляли их способом литья с разъемной жесткой форме, с насечку углубляли зубильцем.
Спиральные перстни сделаны из проволоки круглого или квадратного сечения, уложенной в несколько рядов. Изготовляли из путем наматывания предварительно разогретой проволоки на болванку округлого профиля. Перстни эти бытовали с середины XI в. до середины XIII в. Ареал их очень широк - от Прибалтики до Прикамья, причем они связаны с древностями финно-угорских и балтийских племен, а в славянских материалах встречаются в контактных зонах.

Витые перстни составляют значительную часть общей массы перстней. По количеству проволок, из которых они свиты, их можно разделить на двойные, тройные, четверные (2 х 2), а по характеру оформления концов - на петлеконечные, обрубленноконечные, замкнутые и др. Витые двойные перстни, как замкнутые, так и обрубленноконечные и с заходящими концами, иногда имеют дополнительную сканную перевить. Бытовали они со второй половины XI в., в XII-XIII вв., причем тип этот часто встречается в древностях Прибалтики, Финляндии и Скандинавии, однако известен он и в древностях древлян и полян, северян, дреговичей, а также русских кладах. Иногда в подражание витым перстням изготовляли ложновитые, выполненные литьем в форме, полученной путем оттиска в глине настоящих витых перстней. Датируются эти украшения широко: от начала XI до XV в., следовательно, они не могут быть определяющим типом. Плетеные перстни сплетены из нескольких проволок. Выделяют два основных варианта плетеных перстней. К первому относятся перстни с массивной плетеной из четырех или шести проволок средней частью и гладкими сомкнутыми концами. Судя по новгородским аналогиям, эти перстни бытовали от середины XII - до середины XIV в. Ко второму варианту относятся перстни, целиком сплетенные из семи тонких проволок. В Новгороде такие перстни встречены в слоях конца XII - второй половины XIII в. Известны плетеные перстни обоих вариантов в древностях смоленских и владимирских кривичей, новгородских словен и витячей, а также полян, древлян и северян.
Пластинчатые перстни делали из тонких пластинок, имеющих в поперечном разрезе форму вытянутого прямоугольника. Перстни эти делят на несколько типов. Широкосрединные с незамкнутыми концами - один из распространенных типов: их средняя часть расширена, а концы плавно сужены. Форма таких перстней бытовала много столетий, поэтому о датировке отдельных экземпляров можно судить по орнаментации, технике изготовления и сплавам. Широкосрединные незамкнутые перстни встречаются в древностях всех восточнославянских племен. Хронологические рамки бытования перстней этого типа в Новгороде - середина X - конец XIV в, однако большая часть позднейших перстней не орнаментирована.
Широкосрединные перстни с завязанными концами отличаются от предыдущего типа тем, что концы их раскованы в дрот, завязаны и обмотаны вокруг стержня на две стороны. Завязанные перстни в основном датируются XI в.
Широкосрединные "усатые" перстни имеют длинные дротовые концы, обернутые спирально вокруг расширенной средней части. Они являются характерным признаком финно-угорских племен и встречаются в древностях Финляндии, Прибалтики, северо-западных областей Руси, в междуречье Волги и Оки. Датируются концом X - началом XIIв. Своеобразные вариант "усатых" перстней - рубчатоконечные, заканчивающиеся дротовым рубчатым стержнем (северо-восток новгородской земли, XI-XII вв.).
В XII-XIII вв. появляется много локальных типов перстней, распространенных на ограниченных территориях. Особенно следует выделить земли вятичей. Например, решетчатые перстни, имеющие множество вариантов по способу оформления прорезей (Новгород, XI-XIII вв.). Широкосрединные замкнутые перстни имеют широкий ареал (XI - начало XIV в.). Узкопластинчатые перстни имеют одинаковую ширину на всем протяжении пластины. Они делятся на два варианта: с разомкнутыми концами и замкнутые. Хронологически они различаются по орнаментации поверхности, а сама форма бытовала во все времена.. Особую компактную группу составляют узкопластинчатые замкнутые перстни середины XIV-XV вв. с продольными закраинами и выступающей средней частью, покрытой вертикальными черточками. Перстни эти, видимо, являются изделиями городских ремесленников. Они встречаются на обширной территории Московской Руси.


Щитковосрединные перстни имеют узкопластинчатую дужку и резко расширяющуюся среднюю часть в виде щитка круглой, овальной, прямоугольной и ромбической формы. В продольном сечении щиток находится в одной плоскости с дужкой. Подавляющее большинство щитковых перстней - продукция городских ремесленников. Их отливали из оловянисто-свинцовых сплавов в каменно-разъемных формах со вставными стержнями. Часто находят в городских слоях. Хронологически различаются по орнаментации и форме щитка. Например, перстни с поперечными щитками, орнаментированные плетеным узором, бытовали, судя по Новгороду, со второй половины XII до 30х гг. XIII в. Особую группу составляют перстни с круглыми щитками, на которых помещен солярной знак. Их производили в Норгороде. Среди овальнощитковых перстней компактную группу составляют перстни с изображением руки, появившиеся на Руси на рубеже XII-XIII вв. как заимствование западноевропейских образцов. Овальнощитковые перстни в курганных древностях выполнены из кованой пластины и орнаментированы чеканом в виде "волчьего зуба" и концентрическим чеканом.
Печатные перстни отличаются от щитковосрединных тем, что щиток-печатка у них массивный, рельефный, выступающий в продольном сечении над линией дужки. Печатки служили для оттиска на воске или мастике. Печатные перстни, так же как и щитковосрединные, - продукциягородских ремесленников. Наиболее древними являются перстни с круглой печаткой, на которой изображена птица с распростертыми крыльями и повернутой вправо головой. По-видимому, изображение птицы отражает раннегосударственную символику. Очень близки к этим перстням изделия с изображением пятиконечной звезды. Перстни-печатки в XII-XIII вв. получили широкое распространение в городской среде. Встречаются птицы в геральдической позе, росток-крин, львы, грифоны и др.
К изделиям городских мастеров относят перстни со вставками, получившие наибольшее распространение в городах. Их изготовляли путем самостоятельной отливки ячейки для вставки, припаянной к кованому жгуту дужки. Бытовали эти перстни с конца XI до XV в.

По материалам книги "Древняя Русь. Быт и культура" под ред. Рыбакова Б.А.

Вложения

***********************************************
У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего;
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем;
у него есть настоящее - и то не день - а мгновение.
Земли Воронежской области ценятся не только за плодородие, но и за то, что в них хранятся следы нашей истории. Представляем вашему вниманию коллекцию славянских перстней XIII — XIX веков.

Игорь Иванов, владелец коллекции из 200 славянских перстней, согласился рассказать нам о своем увлечении, показать свою коллекцию и раскрыть секрет, за что он готов отдать свои сокровища.

Историческая справка: славянские перстни представляют собой наряду с браслетами наиболее распространённую категорию украшений древности. Считались преимущественно женским украшением, но носили их и мужчины, и даже дети. Надевались перстни на одну или обе руки, изредка — на пальцы ног. Их количество, как правило, колебалось от 1-2 до 4-5, порой доходило до 10 на обеих руках. Славянские перстни были витые, пластинчатые, плетёные, дротовые, печатные, со вставками. Изначально их носили как обереги, а изображения на них имели определённое значение. Например, знак солнца отпугивал любое зло, неприятности и беды. Птица — символ домашнего очага, оберег, приносящий спокойствие и счастье в дом. Сокол — символ мужества, оберег в сражении. Славянский оберег в виде креста символизирует четыре стороны света и защиту со всех четырёх сторон.

— Я коллекционирую славянские перстни около двух лет. Сейчас у меня порядка 200 экземпляров. Большинство из них датируется периодом с XIII по XIX век. Но иногда попадаются и более древние, X—XI века. Перстни сделаны в основном из олова и меди, бывает, что нахожу и серебряные. 20 перстней из моей коллекции были найдены на раскопках. Остальные я покупаю или выигрываю на аукционах. Цена экземпляров может варьироваться от 500 до 6000 руб.

Раскопки — это моё хобби, но из-за нехватки свободного времени редко получается выбраться. Чаще всего мы с друзьями выезжаем на все выходные. Но бывает, что хватает и пары часов, чтобы найти что-нибудь интересное. А порой и за два дня не удаётся ничего обнаружить. Мы совмещаем это увлечение с отдыхом, так что даже если ничего не находим, прекрасно проводим время на природе.

Увлекаться коллекционированием я начал спонтанно. Увидел по телевизору передачу про раскопки. Меня заинтересовало, на специальном форуме изучил тему, напросился в компанию. Первый раз поехал просто посмотреть, а во второй раз купил уже приборы. География моих раскопок ограничивается Воронежской областью. Для определения мест использую карту XVIII века.

Серьёзно я подсел на это дело после того, как нашёл на раскопках большой перстень с псевдогеральдикой, который принадлежал купцу. Вообще, когда ты держишь в руках вещь, которая лежала в земле несколько сотен лет, испытываешь какое-то особое волнение. Повышенный интерес вызывают перстни с надписями и символами, которые нужно ещё и расшифровать.

Почему именно перстни? Мне кажется, они носят более индивидуальный характер, чем, скажем, монеты, которых также очень много выкапывают кладоискатели. Перстни принадлежали в основном крестьянам, они делались под каждого человека индивидуально. Большие перстни часто использовали как печать.

Кладоискателей очень много, а клад — это не рыба. Они не размножаются. Где один прошёл, другой уже ничего не найдёт. Есть, конечно, места, которые держат в тайне, но их не так много. Залежей вообще много, но в свободном доступе нет таких приборов, которыми мы могли бы это достать.

Я не могу назвать себя ярым коллекционером, который ни за что в жизни не продаст свою коллекцию. Это просто моё увлечение. За красную Феррари я бы отдал все (смеется). А если серьёзно, то свою коллекцию я оцениваю примерно в 100 тыс. рублей.

Источник http://downtown.ru/voronezh/tastes/1147

Вложения

***********************************************
У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего;
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем;
у него есть настоящее - и то не день - а мгновение.
Приятно узнать что-то новое. Я таких колец не видел. Ну части из них
Если посмотреть на современные украшения, то можно понять, что ничего нового мы не увидим, всё что продается сейчас среди тех же перстней из золота и прочих металов   - более чуткая обработка и не более - хотя носят их сейчас большинство из-за красоты, а не так как было несколько веков до этого
Современные кольца конечно же остались такими же.... просто превратились в штамповки... к сожалению
9 сообщений Страница 1 из 1

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость Всего 1 посетитель :: 0 зарегистрированных, 0 скрытых и 1 гость
Больше всего посетителей (289) здесь было 26 июл 2017, 12:18

cron