Вятский крест

Когда то, на высоком, правом берегу реки Вятки высился храм. Находился он в селе Подрелье Орловского уезда, а само село было основано, как считает официальная наука, в 16 веке. По одной из версий, наиболее популярной, название села происходит от слова «рель», на Руси так называли длинные, песчаные косы, намытые речными потоками. Но существуют и другие, более оригинальные и даже зловещие версии, вроде той, где слово «рель» имеет значение перекладины поперечной у виселицы. В писцовых книгах, на 1629 год, в Подрелье значатся две церкви – тёплая и холодная. Но в связи с ветхостью и ту, и другую разобрали в 1771 г. А новая – Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, строилась с 1764 по 1776 года.

К концу 19 - началу 20 веков, село было настолько значительным, что стало центром Подрельской волости, а приход включал в себя, по данным Вятской епархии, 86 поселений с общим количеством жителей 9515 человек. Это весьма не мало!

До сего дня, сохранились лишь развалины Введенской церкви.

Место это, стало поистине культовым для вятских поисковиков. Копатели посещают его много лет подряд и как ни странно, до сих пор умудряются, что- то находить в округе.

Правда, сейчас поля вокруг церкви распахиваются, чего не было на протяжении многих лет. Потому вероятно, находки там ещё могут попадаться.

Всё как везде, есть те кто соблюдает кодекс правильных поисковиков и не оставляет после себя не закопанных ям, да гор мусора, а есть конечно же и другие………..

Правда, по традиции, сформировавшейся во времена советские и постсоветские, увидел красивое место - надо его загадить, активное участие в образовании некоего филиала помойки, принимают и всяческие туристы с рыбаками. Да и ещё, был такой разговор, что якобы облюбовали это место, то ли сатанисты, то ли любители ролевых игр.

Изнутри храм, разумеется, то же выглядит ужасающе. А сохранившиеся остатки росписи на стенах, только добавляют жути. Кстати, кое- где на росписи, ещё видны следы пуль.

Прогуливаясь, нынешним летом, вокруг церкви я даже не подумал доставать м.д. Уж очень не хотелось, ради пары пропущенных кем- то монеток, выглядеть в глазах случайно оказавшегося рядом, селянина автором огромного количества не закопанных ям.

Порадовала маленькая иконка и свечка, оставленные в нише внутри церкви. Почему то такие вещи трогают сильнее, нежели большой, деревянный, памятный крест, поставленный несколько лет назад у здания храма. Хотя конечно, то же дело хорошее.

Сам я не являюсь особо убеждённым, верующим христианином, так как родной историей увлекаюсь с детства и мне как то ближе древняя вера наших пращуров.

Но только хорошо понимаю - храмы, церкви – это те места, куда наши предки, русские люди, приходили со своими горестями, где делились своими радостями. И их надо уважать – они наша история!

Что же, вот я и подобрался, не спеша, к основной цели своего повествования. Дело в том, что, не смотря на все бури и ненастья, пронёсшиеся над этими древними краями, не смотря на террор большевиков и равнодушное отношение тех, кто пришёл после них – на храме сохранился крест! Вернее он сохранялся, до совсем не давних пор.

Но во второй половине 90-х, во время летней грозы, в шпиль ударила молния и срезала крест. Тому есть очевидцы, одна женщина, живущая в соседней деревне, через большой овраг от церкви и бывшего села Подрелье. После этой грозы люди ходили, пытались разыскать то, что осталось от креста, но ничего им найти не удалось. Пропал крест.

Правда и следов того, что кто- то утащил его небыло.

И вот, нынешним летом, довелось мне познакомиться с одним коллегой – копарем. Через некоторое время договорились встретиться, покопать совместно. Встретились, покопали и как водится, за рюмкой чая у костерка, пошли разговоры о всяких необычностях встреченных нами на копе. Рассказывает мне человек такую историю, пару лет назад, решил он обследовать всякие неудобицы неподалёку от той самой, Подрельской церкви, в надежде, что туда поленились заглянуть предшественники. Оно и понятно, кому же хочется ноги ломать по буеракам да кустам, когда на ровном месте, под ногами монет копать, не перекопать. Ну, залез он в кусты густущие, находящиеся на некотором отдалении от самого храма и. ……… Уже догадались? Да! Тот самый крест.

Погрузил он неожиданную находку в свою машину. Не потому вовсе, что так уж этот крест ему был нужен, просто знает человек не понаслышке, местные «синяки» промышляющие сдачей чермета, не задумываясь, разрежут и сдадут крест как лом.

ома, конечно, хранить не стал, положил в сарай, в деревне у тестя, да дровами прикрыл, на всякий…….!

Что же, отлично, говорю. Есть у меня знакомая, уроженка тех мест. К тому же краевед и писательница, то же принимавшая участие, в оказавшихся безуспешными, поисках креста в 90-х. Свяжусь с этой женщиной, всё- таки у неё выход на секретариат Вятской епархии и другие возможности, как у местного краеведа.

На том и порешили.

Не откладывая дела в долгий ящик, я связался с Галиной, так зовут женщину, краеведа. Вот радости то у неё было! Она сразу же развила бурную деятельность, «обрывала» все телефоны в епархии. И что же? А ничего! Её без конца отсылали по разным инстанциям, не дошла она, разве что, до самого митрополита. Не надо это никому. Оно и понятно, ведь не так уж далеко от Подрелья находится Великорецкое, то самое, куда приходит, получивший мировую известность, Великорецкий крестный ход. И конечно, кому интересен разрушенный храм. В результате, дали Галине телефон церкви в городе Котельнич Кировской области, мол, обращайтесь с этим вопросом к тамошнему батюшке т.к. земли, где находятся развалины церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, относятся к их благочинию.

Да ещё добавили, что должен покаяться человек этот крест спасший, я именно так считаю, спасший. Якобы не надо было его (крест) забирать из тех кустов.

Здорово? Пусть гниёт, пусть сдадут в чермет, но не тронь! Да и занятых людей не отвлекай, так выходит.

Разозлило подобное отношение и меня и того поисковика, находчика реликвии. Так и лежит этот крест пока под дровами в сарае, ждёт решения своей участи. Хорошо, хотя бы спрятан надёжно, не украдут.

Вот интересно получается, вроде бы святыня, а уж для служителей церковных, в первую очередь. Ведь в этом храме служил сам Михаил Тихоницкий, помимо всего остального. Может крест помнит и его?

А оказалось, что волнует проблема сохранения исторического наследия и возможно святыни для многих, только поисковиков – копателей. Которых, между прочим, «пинают» все кому ни лень, от власть предержащих до археологов. И «пинают» как раз за якобы разграбление исторического и культурного наследия. Так вот каков он, наш Крест. Наговорам и прессингу подвергаются именно люди не равнодушные к своей истории.

Денис Нукратец.