Шайтан-Мердвен. Походные радости

Когда за окном - начало лета, и солнце жарит не так, чтобы сильно, походные туфли пылятся в шкафу с прошлого года, и тебе не сидится в офисе - выход один. Идти в поход. С такой мыслью я проснулась на прошлой неделе. Я так заработалась, что совсем забыла, что такое настоящий отдых. Набрав знакомого, который готов и в снег и в дождь, договорилась встретиться на автовокзале через пару часов.

Итак! Для начала - удобная обувь. Это самый главный аксессуар для туризма и похода. Сколько раз я убеждалась в этом, приходя домой с кровавыми мозолями! Кеды и кроссовки - да, возможно, но поверьте, если вы собираетесь в горы, то вам просто необходимы походные туфли. Если, конечно, вы не скалолаз, и вам не требуются ботинки с железными шипами.

Второй момент, который вы должны учесть - комфорт в одежде и её практичность. Понятное дело, вы наверняка не будете надевать пуховик в начале летнего сезона, но нужно учесть некоторые нюансы. Так, если вы собираетесь в поход с ночевкой, вам лучше взять с собой термобелье, это лучший выбор, а главное - оно не занимает много места. Если вы собираетесь, например, на два дня с одной ночевкой, как я, то огромный валун за плечами вам не нужен, 50-100 литров будет достаточно. Так как нас идет двое, миссию ношения палатки я доверила моему знакомому. Мой же груз заключается в самом необходимом: в спальном мешке и каремате, армейском котелке, кружке-нержавейке, вилке-ложке, небольшом ноже, фонаре, GPS-навигаторе, доп.зарядке для телефона, головном убое и обязательно в веревке (сколько раз меня спасала эта чудо-вещь!)

Погнали!

Насчет еды: не набирайте много, не берите стекло, т.к. вам будет тяжелее, и еще вам придется нести стекло обратно. Потому что природу надо беречь и мусор за собой убирать! Чай, кофе, сахар, заварная лапша, быстрая греча, фасоль или тушенка, ну и, конечно же, овощи, а главное - вода. В крымских горах много родников и рек, но кто его знает, куда заведет нас дремучий лес со своими загадочными тропинками.

Главное правило для похода - сообщить родным и близким, куда вы собираетесь и когда собираетесь вернуться. Всё что угодно может произойти! Так что первым делом безопасность.

Пункт прибытия - Шайтан-Мерден (татарск.), или Чертова лестница. Начало пути у нас будет с Балаклавы. В Севастополе мы сели на автобус (поверьте, машина для вас будет в тягость!), и отправились на встречу приключениям. Путь на Шайтан-Мерден мы будем проходить по всем известной дороге - по Большой Севастопольской тропе.

Большая Севастопольская тропа выделена зеленым цветом. Наш маршрут - красным.

Даже не смотря на горячее солнце, ветер, дувший с моря, расслаблял своей прохладой. Поднявшись на Бочку смерти вдоль виноградный кустарников Золотой Балки, мы направились по дороге вдоль мыса Айя и пришли на пляж Инжир, где решили передохнуть. Прошли мы около 8 км.

Закат на мысе Айя, пляж Инжир

Далее наш путь держал на мыс Кокия-Кая, на самую высокую точку мыса Айя.

К великому сожалению, мы настолько устали за 12 км по высокому подъему, что решили остановиться на ночь. Были уже сумерки, воды уже не осталось. Друг пошел искать родник с фонарем - кстати, у меня как раз был Armytek Barracuda, и он очень помог в поиске родника, потому что дальность у него огромная.

Я, как ответственный походник, начала собирать палатку и разводить костер. Хоть и запрещен открытый огонь на этой территории, но выбора у нас не было: было весьма прохладно, да и надо было сварить кашу с мясом. В следующий раз буду брать с собой газовую горелку - очень удобно и не навредит природе. Поев, мы сразу же уснули.

Утром, часов в 5, мы поднялись с первыми комарами, собрали вещи и пошли дальше. Мы решили не подниматься на самый вверх мыса Айя, пройти через лес и спуститься по тропе у главной трассы у Смотровой площадки (бухты Ласпи).

Спустившись в быстром темпе к трассе, мы решили проехать автостопом или дождаться автобус до Фороса к Байдарским воротам, чтобы там пройти по плоской гряде около 12 км и достигнуть Чертовой Лестницы. Да что за поход такой, то автобусом, то попуткой, скажете вы. Всё просто, мы не рассчитали этот путь... Нам бы потребовался еще один день, чтобы перейти гряду со Смотровой до Байдарских ворот. А ведь нам обоим в понедельник утром на работу, так что мы решили немного схитрить.

Голодные и грязные, попавшие под мелкий дождь, стояли мы у трассы (как весело это звучит!). Мы ловили машину. Тут резко останавливается автомобиль, опускается стекло. Ребята оказались приезжими, спросили у нас про Байдарские ворота. Вот так удача! Мы пообещали им интересные факты о Крыме и веселые шутки вместе с тем, что покажем куда ехать, если они возьмут нас с собой, ведь нам как раз туда! Ребята согласились. Оказывается, они приехали из холодного города Мурманска. Мы рассказали немного про историю Крыма и тех местах, где они обязаны побывать. Через полчаса мы добрались до Байдарских ворот! Купили воды у местных торгашей, друг взял крымский кагор... Ну куда ж без вина!

Уже ближе к 10 утра мы начали свой путь к Шайтан-Мердвен. Заблудиться тут не получится, тропа давно протоптана и проезжена на "уазиках", везде установлены таблички с указателями и пометками, столбы километража. Всё очень удобно, в некоторых местах поставлены скамейки.

Пройтись 12 км до места назначения не составило никакого труда. Мы остановились на полчаса у родника, попили кагора и поели лапши с фасолью, да и отправились дальше. Были местами и подъемы, но это было не так тяжело, как когда мы шли по гряде мыса Айя. Так мы подошли к любимой скале всех скалолазов - Мердвен-Кая. Вид с нее не описать словами, перед вами открывается могущество бездонного Черного моря в окружении Крымских гор!

Итак, мы дошли до смотровой площадки Чертовой лестницы. Мы подошли к ней с верхней стороны, большинство людей поднимаются по ней и идут до Байдарских ворот, но мы же особенные, мы решили по-другому. Сама как таковая лестница очень крутая, но знаете я видела маленьких детей и сравнительно пожилых людей, и они с легкостью поднимались наверх. Почему тогда она называется "чертова"? Многие говорят, что названа она так, потому что при подъеме на склону, вы вспоминаете всех демонов и чертей, которые вас сюда завели. Кто знает, так это или нет?

Начало пути на Шайтан-Мердвен (Чертова Лестница)

По этой лестнице поднимались очень известные люди такие как, Александр Сергеевич Пушкин, Василий Жуковский, украинская поэтесса Леся Украинка. Уже на спуске по Чертовой Лестнице ноги стали болеть еще сильнее... Кто сказал, что подъем сложнее? Когда спускаешься по огромным валунам, пробегают ящерки всех цветов и расцветок, поют птицы и выглядывает теплое солнце сквозь деревья. Людей очень много... Мы шли с Байдарских ворот и повстречали очень много туристов и походников. Наверное, это здорово, что люди отдыхают именно так!

Вид на море с Чертовой Лестницы

Спустившись вниз ближе к вечеру, мы остались очень довольны, а главное - мы получили невероятное наслаждение от видов природы, которая окружала нас два чудных дня! Дальше мы спустились к трассе и поймали автобус, идущий в Севастополь. Уставшие, мокрые, голодные, грязные, с болью во всем теле, мы ехали домой счастливые и с отличным настроением.

Ходите в походы, не сидите дома!