Подземелья Вятки

Часть 1

 

Вятка, Хлынов, затем снова Вятка, и в 1934 году уже Киров. Непросто складывалась судьба стольного града земли вятской. В Вятке свои порядки, вятские – хватские… Так определяли свой характер сами вятчане, гордясь своей особинкой и даже иронизируя над собой. Историк XIX века Николай Костомаров как-то в сердцах бросил фразу: «Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее!» Темнее – значит таинственнее. Историка понять можно, за что ни возьмись – письменных источников немного. Практически ничего не сохранилось. В летописях - разноголосица фактов и дат. На что опереться в исследовании прошлого, в каких книгах и манускриптах искать истину? 

 

 

Многие этого не знают, но сегодня город Киров (Вятка), упоминаемый впервые в общерусских летописях в 1374 году,  официально считается одним из древнейших городов северо-востока европейской части России. И как такому городу не иметь своей почти мистической и даже немного страшной тайны? Такая тайна, конечно, есть – это легенда о подземных ходах, пронизывающих Старую Вятку. Легенда о пещерном храме и подземном озере.

Как ни странно, это тот редкий случай, когда исследователям удалось обнаружить следы подземных сооружений и даже письменные упоминания о них.

Но начнем по порядку. Лет 30-40 назад в местной прессе все чаще стали появляться публикации, рассказывающие о таинственных подземельях.

«В 1934-1935 годах, будучи в возрасте 11-12 лет, я с такими же ребятами спускался в подвал Александро-Невского собора, из которого был ход, выложенный кирпичом. Рост мой был в то время 120-130 сантиметров, и мы по этому ходу ходили, не сгибаясь, ходили в темноте, иногда зажигали спички. Точно не могу сказать, сколько метров проходили, пока хватало смелости, но не более 100-150 метров. Из подвала собора ход был с северной стороны. Когда родители узнали о моих проделках, наругали меня», - писал в редакцию газеты «Кировская правда» Н.Н. Никитин в 1983 году.

 

Александро-Невский собор.

 

Другой очевидец, И. Замятин, сообщал в редакцию областной газеты: «Подземный ход из бывшего кафедрального собора действительно существует. Я сам, лично, в числе четверых юношей, проходил по нему осенью 1934 года. Прошло 45 лет, мне тогда заканчивался 16-й год, но за память я ручаюсь.

Тогда было время страшного вандализма. В городе Вятке ломали множество церквей. Сломан был и кафедральный собор. От него тогда осталась груда камней и битого кирпича высотой с дом. Осенью 1934 года мы вчетвером гуляли и увидели провал в земле. Это был подземный ход, идущий от собора на юг, к оврагу между домами пионеров и техникума. Стенки и сводчатый потолок этого хода были выложены кирпичом. Мы по подземному ходу прошли на север, в сторону собора. Передний освещал дорогу спичками. Пройдя около 10 метров, мы наткнулись на кирпичную стену, а выше ее - окно в бездну. Там мы видели мрак, слышали эхо наших голосов. Впереди идущий изрядно струсил, и мы подались обратно» (записано в 1979 г.).

 

Кафедральный Троицкий собор.

 

А.М. Мормиль в 1974 году вспоминала: «В Доме пионеров (бывший архиерейский дом) я занималась в драмкружке, это было примерно в 1924-1926 годах. Однажды вечером мы решили сходить на разведку подземного хода, о котором много говорилось в то время. Вход в него был сбоку Дома пионеров, как лаз. Мы с подругой полезли туда, нами был еще кто-то из мальчиков, а двоих ставили снаружи, чтобы, если мы не вернемся, они сообщили взрослым.

В лаз мы втиснулись ползком, но потом оказалось, что можно идти кое-где, даже не наклоняя головы (нам было лет 10-12). Было темно, у кого-то были спички и керосиновый фонарь, на полу были обломки камней, может быть, кирпичей, и стены были тоже кирпичные. Пол был неровный. Сколько мы шли - не знаю, ведь часов у нас тогда ни у кого не было, по нашим предположениям, мы шли к кафедральному собору примерно час. Но наши исследования так не были доведены до конца, мы дошли до завала высотой примерно 60-70 сантиметров, думали его перелезть, но в это время услышали, то нас звали - кричали. Это были родители подруги, оповещенные нашими "сторожами". Ну, пришлось возвращаться и получать взбучку».

Все эти подробности просто невозможно выдумать. Обратим внимание, что все описанные события происходили либо на территории не сохранившегося хлыновского кремля или вблизи храмов и архиерейского дома. Архиерейский дом стоит и доныне – его можно увидеть недалеко от мемориала Вечный огонь, если идти по улице Московской в сторону реки. А вот кафедральный Троицкий собор и Александро-Невский собор были разрушены.

 

Архиерейский дом. Киров

 

Для чего же использовались эти таинственные подземные ходы? Краеведы и журналисты выдвигают массу гипотез. По одной из них, подземные ходы соединяли различные храмы и вели к выходу из кремля на берег Вятки. Они будто бы были предназначены на случай внезапного нападения лихих людей. По другой версии, ходы были проложены между монастырями. И в них могут все еще быть скрыты несметные богатства. 

Все это, конечно, неподтвержденные фактами теории. В вятской пропитанной влагой глинистой почве с большим содержанием известняковых, растворимых водой пород, очень сложно соорудить протяженный подземный ход. А провести его под дном реки Вятки в близлежащее село Макарье, как об этом повествует одна из легенд, вообще практически невозможно! Это под силу только современным метростроевцам, оснащенным самой передовой техникой. И то экономическая целесообразность такого сооружения под большим вопросом. Если в XXI веке уже не одно десятилетие в Кировской области не могут построить туннель под Транссибом на Нововятском железнодорожном переезде, и машины вынуждены подолгу стоять в пробках пропуская поезда, то в веке XVII и XVIII такие подземные сооружения были просто фантастикой!

Парадоксально, но они реально существовали, просто были не такими циклопическими, как об этом говорят легенды. 

 

 

Например, школьники в 20-30-е годы XX века за подземный ход могли принять любой подвал разрушенной церкви, дренажную систему, сооруженную для отвода воды или естественную полость, возникшую под землей из-за размыва грунтовыми водами. Детские впечатления всегда очень яркие и сильные, поэтому они и запоминаются на всю жизнь.

А что же тогда это было?   

Все очень просто – теплый переход из Архирейского дома в кафедральный собор – по нему владыка шел на литургию, приходил в храм, служил, читал проповедь и удалялся обратно в свои архиерейские покои для уединения и для решения вопросов епархиальной жизни. Со временем переход все больше углублялся, рос культурный слой и дневная поверхность земли постепенно скрыла в себе выложенный кирпичом переход, который после того, как был взорван Троицкий кафедральный собор, естественным образом превратился в подземный ход. Там могли находиться и древние книги, и иконы в нишах. Об этом рассказывают многие пионеры 1930-х годов, совершавшие подземные вояжи.

А может быть, это был пещерный храм?..

Продолжение следует...

Алексей Фоминых