Какие тайны хранят хазарские клады?

Часть 3

 

С ростом городов и развитием товарно-денежных отношений в Хазарском каганате спрос на монеты становится постоянным. Чтобы удовлетворить спрос, императорских даров и персидских трофеев было уже не достаточно, появилась необходимость наладить собственную монетную чеканку. 

На территории Хазарии известны находки монет – подражаний византийским золотым солидам. Они изготавливались методом заливки золота в форму-оттиск подлинной монеты. Но все это было на уровне кустарного производства и не являлось государственной чеканкой.

После захвата большей территории Византии арабами и ослабления ромейской державы на смену византийским монетам пришли арабские дирхемы. Они чеканились из высокопробного серебра и постепенно заняли место ведущей мировой валюты раннего средневековья. В Хазарии произошло то же самое. Широкое распространение, особенно с VIII века, там получают арабские, так называемые куфические дирхемы, названные так от шрифта куфи, использовавшегося на этих монетах. Этот период в истории Хазарского каганата связан с перенесением политического центра хазар с Северного Кавказа в Поволжье. 

 

Хазарское подражание куфическим дирхемам.

 

Куфические дирхемы из Поволжья уходили далее на земли восточных славян — вплоть до стран Западной Европы. 

Во время раскопок В. П. Шиловым кургана около с. Соленое Займище Черноярского района Астраханской области обнаружена золотая монета, вложенная в левую руку погребенного хазарина. Монета, была отчеканена в 760-761 гг. н.э. 

 

 

На оборотной стороне над верхней строкой центральной легенды просматривается граффито, которое, по мнению исследователя, возможно, является знаком собственности покойного. Однако легко заметить, что это не совсем обычная тамга, поскольку состоит из двух самостоятельных знаков.

 

 

Таким образом, если в курганах Беленджера (старый центр Хазарии) чаще встречаются византийские монеты и подражания византийским монетам, то, как видно из вышеописанного погребения из Поволжья, позднее постепенно их вытесняют арабские монеты, отмеченные особыми знаками – граффити. 

Именно такой знак я обнаружил на дирхеме, собственно с которого и началось наше путешествие в прошлое.

 

Монета, с которой началось наше повествование.

 

Что, если это тоже знак собственности воина или десятника одного из подразделений хазарской конницы? Конечно, монета не золотая и принадлежать она могла, скорее всего, воину простого происхождения. Но уцелевший фрагмент – напоминающий клинок хазарской сабли – может говорить о том, что монета могла принадлежать именно воину. Возможно, он получил ее как награду за храбрость. В любом случае, этот артефакт будет передан в ближайшее время для более детального исследования специалистам по восточной археологии и нумизматике. 

 

Шлем хазарского воина.

 

Вернемся непосредственно к государственной чеканке монет в Хазарском каганате. Долгое время в науке господствовала точка зрения о том, что в Хазарии никогда не было своих традиций монетной чеканки. Тем не менее со временем часть известных подражаний арабским дирхемам была интерпретирована как свидетельство реальности существования хазарской монеты.

Впервые арабские дирхемы хазарского чекана были опознаны при изучении подражаний аббасидским дирхемам, выявленным в составе клада, найденного в 1939 году у села Девица Воронежской области, недалеко от впадения одноименной реки в Дон. Из более  чем трех сотен монет Девицкого клада двести тридцать семь принадлежали восточным (в основном, мусульманским) династиям. При этом восемьдесят шесть дирхемов оказались явно отличными от стандартных арабских образцов. В их легендах были выявлены неточности в датировках, несоответствия дат именам правителей, орфографические ошибки или описки при написании личных имен, географических названий или арабских слов. 

Доказательством хазарского происхождения этих монет являются встречающиеся на некоторых из них тамгообразные знаки, характерные для Салтово-Маяцкой археологической культуры, соотносимой с поселениями Хазарии. 

Доктор исторических наук, профессор Азгар Мухамадиев предполагает, что монеты Девицкого клада отражают как бы начало разлада взаимоотношений хазарского кагана с аббасидами, которые в конце концов привели где-то в начале IX века к принятию иудаизма каганом хазар. На монетах, чеканенных в Хазарии при сохранении общего куфического стиля появляется довольно четко выделяющийся знак (тамга) хазарского кагана в виде ветки. Он «напоминал понимающим о происхождении монет» (А.А. Быков. «Из истории денежного обращения Хазарии в VIII-IX в.»).

 

Монеты из Девицкого клада.

 

Кроме того, из других кладов известно еще несколько десятков подражаний аббасидским дирхемам с арабской надписью «Ард ал-Хазар» переводимой как «Земля хазар», датированных 837-838 гг.н.э. Эти монеты тоже имели высокую пробу серебра (960) и широкий ареал распространения. Экземпляры дирхемов хазарской чеканки достигли берегов Балтийского моря.

Кстати, и дирхем с процарапанной тамгой происходит с северо-запада России, с территории Ленинградской области. Это тоже один из аргументов, позволяющих связать эту монету с денежным обращением Хазарского каганата.

Наиболее известные находки хазарских подражаний арабским дирхемам были обнаружены в 1915 году в Эстонии и в 1999 году на острове Готланд в Швеции. В составе двух кладов было найдено по одному экземпляру монеты, имевшей на реверсе вместо традиционной формулы исламского символа веры («Мухаммад – посланник Бога») надпись со словами «Моисей – посланник Бога» (арабск. «Musa – rasul Allah»).

 

 

Чеканка собственной монеты правителями Хазарского каганата не была вызвана экономической необходимостью. Она служила внешним пропагандистским целям – утверждению престижа правящей династии и избранной ею новой религии – иудаизма. 

В этом судьба хазарского чекана была похожа на раннюю историю монетного дела ближайших соседей каганата – Волжской Булгарии и Руси. В этих странах, так же, как и в Хазарии, чеканка началась вскоре после принятия монотеистической религии, но, затем велась в течении непродолжительного времени, после чего наступил продолжительный безмонетный период.

В момент своей наивысшей точки развития Хазарский каганат был значительной силой в мировой политике. Даже ромейские базилевсы считали за честь породнится с каганом…

Продолжение следует…

Алексей Фоминых