Золотая монета, открывшая тайны древней империи Кушан

Античные государства мы знаем неплохо, но вот если обратить взор к востоку карты мира, то тут все начинает теряться во тьме веков. Между прочим, здесь тоже царили великие цивилизации, после которых остались не только величественные строения, но и золотые монеты. 

Древняя Индия – колыбель одной из величайших цивилизаций древнего мира и одной из сегодняшних религий. Почти 2000 лет назад территорию Индостана, как и многие другие, контролировала династия Кушанов. Сведения об империи Кушанов почерпнуты из письменных источников других цивилизаций, и потому являются отрывочными, неточными и недостаточными. Так, историки до сих пор не уверены, на каком языке говорили кушаны, был ли он индоевропейским языком или как-то был связан с китайским.

 

 

Что касается происхождения кушанов, то можно утверждать только то, что они пришли с запада Китая и ворвались на территорию Индии подобно стихийному бедствию во втором веке до н.э.

Считается, что они являются одним из племен юэчжи, жестоких кочевников, которые рассматриваются как прототип более поздних гуннов и монголов. Действительно, некоторые традиции юэчжи прослеживаются у гуннов.

Мы не знаем наверняка, что означает термин «Кушан», хотя он может происходить от китайского «Гишанга», это самоназвание одного из аристократических племен юэчжи.

Так вот, кушаны сначала пронеслись через Бактрию, заняли современный Афганистан и Пакистан, где подверглись ассимиляции: у кушанов появилась пакистанская форма одежды, греческий алфавит (немного приспособленный под фонетику кушанского) и религия – смесь иранской и греческой.

К тому времени, когда Кушаны добрались до Индии, кушанская культура представляла собой богатую смесь китайских, иранских, афганских, греческих и индийских обычаев, верований и способов одежды.

Основная информация о Кушанской империи появилась после изучения чеканки монет, которая была исполнена таинственной и детальной символики. 

 

Золотой дистатер. Аверс. Вима Кадфиз, царь Кушана, 137 г. н.э.

 

Вот, например, первая золотая монета империи Кушанов. Это золотой дистатер царя Вимы Кадфиза, третьего правителя-кушана в Индии. Что касается личности Вимы Кадфиза, то это человек-загадка, впрочем, как и вся кушанская культура. Исходя из символизма монеты, можно предполагать, что он был мыслителем и философом (нередкая черта среди правителей древности).

Кроме того, Вима Кадфиз – это первый кушанский царь, чье изображение было нанесено на золотые монеты. Эти монеты – впечатляющие произведения искусства, и являются таковыми по сей день.

Золотой дистатер, или двойной динар, весит 15,95 грамм, что в два раза больше, чем у другой широко распространенной золотой монеты того времени – римского ауреуса. Большой радиус монеты дал возможность древнему мастеру изобразить не только голову или бюст Вима Кадфиза, но и всю фигуру царя, восседающего на сложно мягком троне (как вариант – на ложе из облаков). Голову правителя венчает диадема в греческом стиле и высокую шапку, похожую на феску. Археологи утверждают, что кушаны искусственно удлиняли черепа правителей-мужчин с младенчества, так что под головным убором может скрываться удлиненный череп.

 

 

На реверсе кушанского золотого дистатера изображен индуистский бог Шива, «создатель, разрушитель и изменитель всех вещей». Фаллический элемент наверняка подчеркивает функцию «создателя». Шива изображен стоящим на фоне священного быка Нанди, хранителя ворот Кайласы – небесной обители Шивы.

Вместе с божествами индуистского пантеона на оборотной стороне монеты есть символ буддийской триаратны (три драгоценности буддийской доктрины), что указывает на то, что Вима Кадфиз, возможно, предпочитал буддийскую веру. 

Действительно, его сын, Канишка Великий, был явным сторонником буддизма. 

 

Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с надписью греческими буквами «БОДДО».

 

В любом случае, время правления Вимы Кадфиза и Канишки было периодом расцвета империи Кушанов, и их прекрасные монеты стали одним из немногих памятников, благодаря которым кушаны оставили свой неизгладимый след в истории.

М. Маркович