Прогулки по Екатеринбургу: золото, подземелья и озера водки близ Парфенона

Екатеринбургский Парфенон, уральский Акрополь – как только не называют загадочную усадьбу Расторгуевых-Харитоновых! Эта замечательная усадьба, издалека напоминающая прекрасный античный храм, стоит на холме. И не на обычном холме, а на самом что ни на есть историческом. 

 

Именно здесь рубились первые деревья для постройки плотины, здесь в 1792 был заложен первый каменный храм – церковь Вознесения Господня, и здесь в 1823 году нашли языческие захоронения. 

Позже это место облюбовал купец Лев Расторгуев, разбогатевший на винно-водочной торговле. Он приобрел землю с ветхим строением на ней. В 1924 году произошёл обвал, и часть ходов в парке обнажилась, но в советское время дореволюционная история была не в почёте, и их просто засыпали. До сих пор тема екатеринбургских подземелий научно никем не исследована.

 за 2000 рублей и начал строить дворец, огромный и роскошный. Со строительством дворца связана первая из легенд.

 

Дом строился больше четверти века, и у горожан, конечно же, возник вопрос: откуда брались деньги? Хоть купец и был богат, но не настолько, чтобы построить поистине царские хоромы. Потому в Екатеринбурге появились слухи, что у Расторгуева во дворе усадьбы бил золотой источник. Подойдет купец, золота наберет и дальше строит свой дом. Многие пытались этот источник найти, но никому этого не удавалось. И в этих слухах действительно есть доля правды: по северному склону холма тек когда-то приток Исети – река Мельковка. Речка была золотоносной, там стояла золотопромывательная фабрика. Так что там реально было золото.

 

Вторая тайна, связанная со строительством усадьбы, долгое время оставалась нераскрытой. Мы говорим об имени архитектора особняка. Долгое время считалось, что автором проекта был талантливый крепостной мастеровой, выкупленный купцом Расторгуевым за взятки из тобольской тюрьмы. За строительство особняка Расторгуев якобы обещал дать ему вольную, однако впоследствии обманул и повелел отрубить руки, чтоб тот никогда не повторил подобный проект. И сгноили зодчего безвестно в подземельях. Такую печальную историю рассказывали экскурсоводы в советское время. Еще говорили, что тот крепостной сам повесился из-за людской подлости.

И только ближе к нашему времени удалось установить, что автором проекта с большой степенью вероятности, является Томазо Адамини, один из учеников великого итальянского архитектора Кваренги, работавший в России. Начало строительству усадьбы было положено еще в конце XVIII века, а окончательный облик с колоннами ей придал известный екатеринбургский архитектор Малахов в 1824 году.  

 

Легенды о доме продолжали ходить в народе. Во многих из них фигурировали подземелья. Там будто бы мучили и пытали крепостных, на которых наживалась семья Расторгуевых.  Говорят, мятежных и инакомыслящих крестьян десятками убивали в подвалах усадьбы. Слухи об этом оказались настолько упорны и сильны, что из столицы даже приехал царь Александр I, чтобы проверить все это. И дворец Расторгуевых на некоторое время стал по-настоящему царской резиденцией. Именно с балкона этого здания, как пишут некоторые краеведы, царь обращался к подданным с приветственной речью. 

… Далее Александр I очень увлекся обсуждением вклада заводов в экономику страны и позабыл о цели своей инспекции. Судьбы крестьян в то время не стояли на первом месте для правителя Российской империи. Так что, осмотрев производства и даже попробовав лично добыть золотой самородок (успешно!), император испытал яркие впечатления и о том, что ехал с проверкой, вспомнил лишь на обратном пути.

 

О том, что подземелья в доме Расторгуевых все-таки были, говорит следующий факт. В 1924 году неподалеку от особняка произошел обвал, часть ходов в парке обнажилась, но их просто засыпали, так как не придали им никакого значения.

Есть версия, что подземные ходы использовали старообрядцы – Расторгуев сам придерживался старой веры и организовал молельню в подвалах своего дома. Чтобы не попадаться на глаза кому не надо, его единоверцы могли приходить в молельню скрытно.

Меж тем, над самой семьей богачей будто бы висело проклятье. 

Во-первых, у купца не было наследников мужского пола, а по тем временам это была катастрофа. Все капиталы уходили зятьям – мужьям дочерей, в чужие руки. В конце концов, так и случилось, и капиталы и особняк достались семье Харитоновых (старшая дочь Расторгуева вышла замуж за золотопромышленника Петра Харитонова).

 

Во-вторых, был слух и о самом купце Расторгуеве. Будто бы была у него любовница, цыганка по имени Стеша, которую он поймал на неверности с кем-то из его крепостных. Работника он загубил, а она в отместку выбросила самого барина в окно… Другая легенда говорит, что в парковом пруду утопилась дочь хозяина из-за неразделенной любви к кому-то из крепостных.

Так или иначе, после свадьбы и объединения семей Расторгуевых и Харитоновых появились деньги на расширение усадьбы и строительство парка. Правда, на месте будущего парка красовалось болото. Еще здесь же протекала речка Пеньковка, которая впадала в реку Мельковку, а та уносила воду в городской пруд. 

Для осушения болота в русле этой речки выкопали пруд, позже ставший парковым. В советские времена обе речки были засыпаны землей и проведены в подземные трубы, а напротив парка возвели бетонное здание, фундамент которого перекрыл поступление воды к пруду. Сегодня водоем потихоньку мелеет.

 

Интригующий рассказ, связанный с этим прудом, поведал профессор кафедры истории искусств и реставрации УралГАХА Михаил Голобородский. В период до прихода войск Колчака большевики решили ликвидировать склады спирта на Винзаводе в районе нынешней улицы Бажова и просто пробили стенки цистерн. Реки алкоголя не ушли в землю, а нашли русло той самой Пеньковки и наполнили пруд Харитоновского парка! Но так как была зима, и пруд покрылся коркой льда, весь незамерзающий спирт оказался налит поверх него, и население города отправилось с бидонами вычерпывать чистейший алкоголь. 

Есть еще одна легенда. Она гласит, что в подвале дома Расторгуевых-Харитоновых печатали и чеканили фальшивые деньги, а в парке закопан самый настоящий клад из тех самых фальшивок. Пока что клад так и не найден…

После Петра Харитонова, который за зверское обращение со своими рабочими все-таки был выслан на вечное поселение в город Кексгольм (сейчас – Приозерск Ленинградской области), в красивой богатой усадьбе наследники жить полностью отказались и переехали в Санкт-Петербург. Здание сдавали в аренду на протяжении почти всего XIX века. 

 

К началу XX века дворец Харитоновых-Расторгуевых пришел в удручающее состояние, буквально его можно описать словом «графские развалины». Поэтому одна из легенд наверняка не имеет под собой никаких оснований, но из-за ее красоты мы все-таки ее процитируем.

Итак, Екатеринбург, ночь с 16 на 17 июля 1918 года, полуподвальное помещение дома Ипатьева… Одиннадцать человек пробираются по подземному ходу из этого дома в усадьбу Расторгуевых-Харитоновых…

Знакомые ориентиры? Именно в этом реквизированном особняке, который был расположен почти напротив Харитоновского дворца, свершилась казнь над царской семьей Романовых и четверыми людьми из свиты.

По легенде, все они выбрались через подземный ход, ушли в парк и скрылись. Но жизнь прозаичнее любой легенды. В 1970-е годы при реконструкции улицы часть ее была срыта, и никаких подземелий там не обнаружили. К тому же, в 1991 году были найдены и опознаны останки семьи Романовых (не всех, кости цесаревича Алексея и княжны Марии были откопаны только в 2007 году). Верить в чудесное спасение их уже не приходится.

Что же касается здания, то после установления советской власти в Екатеринбурге особняк отремонтировали и разместили в нем коммунистический университет. Конечно, никаких старинных интерьеров после ремонта внутри не сохранилось. 

 

Чуть позже дворец отдали под нужды пионерии. Он так и стал называться – Дворец пионеров. С тех пор и по сей день дети занимаются в стенах этого здания творчеством, учебой и культурой. 

 

Р. Юзенас