История одной подснежной находки

И снова у нас сильные снегопады! Не подумайте, что прямо в городе. Нет. Хотя иногда бывают. Настоящая зима уже наступила в горах, на высоте 900 м и более. Глянула снимки заснеженных перевалов в сегодняшней газете и вспомнила, как еще в первые годы наших занятий приборным поиском на испанской земле, мы не раз попадали в трудные ситуации именно по незнанию местных климатических особенностей.

 

 

Смотришь в окошко - теплое солнце, безветренная и ясная погода, на термометре 15-16 градусов выше ноля. Можно и за интересными находочками в горы смотаться. Потом доезжаешь до места, а там свинцовые тучи над самой макушкой, холодный ветер с ног сбивает, еще и снегом засыпает. Но не ехать же обратно без находок! Собираешь детектор и ходишь, благо есть наушники, а то бы и сигналов из-за ветра не услышал. Да и куртки теплые на всякий случай всегда в багажнике имеются. 

 

 

Именно в один из таких нелепых холодных выездов мне и попалась под катушку находка, о которой хотелось бы вам рассказать. Не суперрарик и не доисторическая древность, конечно. Но вещица неординарная, со своей историей. А как для меня, то замечательный экземпляр в мою коллекцию религиозных медалек. Поначалу, когда дома отмыла ее от грязи, даже немного расстроилась. Судя по ушку, всего лишь XIX век, хотелось бы и чего-то подревней. Да и сюжет, вроде, обычный: Мадонна с одной стороны и какой-то святой с обратной.

Но когда по привычке стала досконально рассматривать под лупой, удивила нечастая надпись вокруг изображения Святой Марии. Пришлось немного покопаться в исторических справках. Оказалось, что у этой медальки есть свое интересное прошлое, и даже точную дату изготовления нашла. А это вообще огромная редкость для подобных вещиц! Теперь и с вами поделюсь этой информацией.

 

 

Давным-давно, еще в XII веке, возле небольшого постоялого двора с вполне понятным горной местности названием Монтеагудо (в переводе - острая гора, горный пик), была построена часовенька. И конечно же, согласно местным обычаям, была выточена красивая деревянная фигурка Божьей Матери и расписана по всем церковным канонам того времени. С тех пор и молились на нее все паломники Пути Святого Иакова, поскольку именно они и были основными гостями этого постоялого двора. Так продолжалось долгие столетия вплоть до 22 марта 1829 года, когда и часовня и постоялый двор были переданы во владение монахам Ордена "Orden de Agustinos Recoletos".

 

 

Именно они и решили перестроить и достроить старый постоялый двор и превратить его в большой монастырь со специальным гостиным домом для паломников. На старых каменных постройках появился второй этаж, было достроено много чего нового. А древняя часовня превратилась в церковь. Но небольшая точеная фигурка Мадонны, работы мастеров XII века по-прежнему занимала в ней свое почетное место.

 

 

А к дате торжественного открытия всего этого религиозного комплекса после реконструкции, 1848 год, для этой скульптуры были изготовлены специальные праздничные одеяния и великолепный серебряный нимб, которые и сейчас одевают на нее в дни торжественных религиозных праздников.

Причем тут моя находка, спросите вы? А дело в том, что и медальки такие были изготовлены именно в 1848 году, к открытию монастыря Монтеагудо после достройки!

На одной стороне моей находки изображена Дева Мария в новом одеянии, с новым серебряным нимбом вокруг головы и на новом постаменте с двумя ангелочками по обе стороны, а на другой стороне - святой Августин, в знак того, что в этом монастыре строго придерживаются католического монастырского устава, составленного, как считается, святым Аврелием Августином (ум. в 430 году) по образцу жизни святых Апостолов.  Кстати, в наши дни праздничных одежд  для фигурки Девы Марии из Монтеагудо есть несколько, равно как и нимбов из драгметаллов. Их можно увидеть в музее при монастыре.

 

 

Вот такая медалька мне попалась в один из суровых снежных выездов на поиск в горы северной Наварры.

И каждый раз, глядя на нее, вспоминаю тот день с леденящим ветром в лицо, мокрым снегом на катушке, и с веселыми шутками коллег по увлечению, которые не теряют чувства юмора ни при каких условиях.

Татьяна Наваррика