Определение находок: нательные кресты Древней Руси

Обычный тельничек — находка частая, древние тоже попадаются, но почему-то нет никаких системных исследований, посвященных этим предметам. Связанный с крестами Древней Руси XI-XIII веков пласт исторической науки представляет практически сплошное белое пятно. 

Попробуем немного восполнить этот пробел, кратко рассказав о типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков. Хоть полных сводов домонгольских крестов и не существует, есть множество публикаций на эту тему. 

До революции некоторую информацию о тельниках — нательных крестах можно получить из двухтомника коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко. Более современным вариантом почерпнуть сведения о крестах XI-XIII века будет книга «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикация коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. Можно упомянуть и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.» и каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова.

Среди групп древнерусских крестов на основе этих исследований можно выделить следующие.

 

1. Тельные кресты с изображениями. 

Группа, пожалуй, самая малочисленная. На тельных иконках и энколпионах изображения встречаются чаще, и спектр их обширен: Иисус, Богоматерь, архангелы, святые, сцены из Евенгелия. На крестах вариантов чуть меньше.

На данный момент есть публикации изображений нескольких десятков различных типов домонгольских крестов с изображением Распятия. 

 

Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв

 

Чаще всего встречаются кресты с изображением Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные.

 

2. Кресты с орнаментами.

Подавляющее большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. Здесь выделяются три основные группы. Первые две не слишком многочисленны. Это кресты со скандинавским и византийским орнаментом. 

Если сравнивать с северным материалом, можно выделить дестяки разновидностей скандинавских типов, которые, однако, были достаточно широко распространены.

 

Древнерусские нательные кресты скандинавских типов, XI-XIII вв.

 

Ситуация с византийским орнаментом более сложная. На многих крестах можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. По одной трактовке, перед нами схематичное изображение пяти ран Христовых, которое превратилось в элемент декора. По другой — это тематика оберегов, амулетов от сглаза и злых сил. Такой орнамент часто встречается на славянских оберегах и кольцах. 

 

Нательные кресты византийских типов. Древняя Русь, XI-XIII вв.

 

Третья группа крестов с орнаментами составляет почти 90% от всех обнаруженных крестов с орнаментами. Орнамент здесь имеет исконно русское происхождение. 

 

Древнерусские нательные кресты с криновидным окончанием лопастей, XI-XIII вв.

 

Существует классификация также не по изображению на кресте, а по форме.

Такой пестроты форм, как на Руси, не знала ни вычурная Византия, ни, тем более, довольно сдержанная в этом плане средневековая Европа. 

 

Древнерусские кресты по форме:

 

  • прямоконечная форма;
  • мальтийского типа, с ветвями, расширяющимися к оконечности;
  • криновидные, ветви крестов завершаются подобным цветку лилии окончанием; 

 

Есть и другие формы завершения ветвей креста: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. 

К слову сказать, криновидный тип охватывает, быть может, около четверти от всех типов тельников этой эпохи. Этот тип преобладает. Чаще всего именно по нему можно определить, что перед вами древнерусский крест. 

 

 

Крестовидные привески

Многочисленную группу среди крестов составляют так называемые крестовидные привески. Они содержат в своей форме элементы христианского креста и языческого амулета одновременно. Вообще сложно определить, языческий или христианский это артефакт, потому что и в язычестве использовалась символика креста. По датировке можно лишь сказать, что существовали такие подвески в одно время с тельными крестами. 

 

Древнерусские нательные крестовключенные подвески XI-XIII вв.

 

Кресты XI-XIII вв. можно классифицировать еще по материалу и технике изготовления. 

 

  • Золотые кресты - известны единицы, все они княжеские.

 

 

  • Серебряные кресты тоже немногочисленны, находят такие в погребениях.

 

Древнерусские серебряные тельные кресты, XI-XIII вв.

 

  • Каменные кресты - чаще всего из мрамора, найти с металлоискателем их нельзя, разве что когда есть металлическая оправа.

 

Древнерусские каменные тельные кресты, XI-XIII вв.

 

  • Эмалевые кресты. Здесь разнообразие подтипов достаточно велико. Помимо самого базового разделения на два подтипа по количеству шариков, которыми заканчивается ветвь креста, они различаются цветами эмали, а также декором оборотной стороны: двухсторонние, односторонние кресты, с гравированным крестом на оборотной стороне или же с надписью.

 

 

Домонгольские нательные кресты с эмалями, XI - XIII вв.

 

  • Кресты с чернью. Очень редкие. 

 

Древнерусские нательные кресты с чернью, XI-XIII вв.

 

  • Медные кресты. Литые, чаще всего не являются редкостью и уникальной находкой - форма для литья использовалась не один раз. Относительную редкость могут представлять кресты необычной формы, имеющие необычное орнаментальное оформление.

 

В конце хочется еще раз напомнить о том, что кресты-тельники отличаются от энколпионов. Энколпион полностью ориентирован на византийские образцы, а тельник практически всегда ориентирован на местную, славянскую культуру, в некоторой степени — на язычество. Скорее всего, тельный крест наделяли охранительными функциями, считалось, что он оберегал своего хозяина.

 

 

Так что древнерусская металлопластика может являться одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Каждая такая находка может стать предметом интересного исследования.

Павел Макаров