Кентавры на русских монетах
Если вы думаете, что только Древняя Греция и Рим отличились в плане выпуска монет с мифическими существами, то спешим вас удивить. Изображение кентавра, обнажающего меч, встречаются на монетах северных русских княжеств XIV-XV веков.
К примеру, на монетах Владимира Андреевича Серпуховского (1358-1410), Бориса Александровича Тверского (1425-1461) и Василия Михайловича Кашинского (ранее 1426) изображен кентавр с мечом.
Монеты Владимира Серпуховского - денги с кентаврами и арабскими элементами
А на городенской монете великого князя тверского Ивана Михайловича (1389-1425) изображен кентавр в короне и с крыльями!
Монеты тверского князя Ивана Михаловича - серебряные денги
Откуда появился образ мифического получеловека-полулошади на русских монетах, не вполне ясно. Литературных и исторических источников несколько, а еще есть изображения кентавров в такой же угрожающей позе на керамических сосудах церковного назначания, что дает основание предполагать глубокий смысл.
Древнерусские изображения кентавров и литературные произведения, с которыми они связаны, неоднократно привлекали внимание исследователей.
Крылатый коронованный кентавр, это, скорее всего, известный литературный церсонаж — апокрифический Китовраса. Его изображение есть на золоченых Васильевских вратах Софийского собора в Новгороде (1336 г.). Надпись верху изображения: «Китоврас мечет братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово».
Китоврас с золоченых ворот Софийского собора.
В разных сказаниях о Соломоне Китоврас выступает то как его брат и сподвижник, то как враг и соперник.
Одно из апокрифических русских сказаний XV века, «Палеи», знакомит нас с особо прославившим Соломона строительством Храма, в котором должен храниться ковчег завета. Китоврас там показан существом вещим, он удивляет Соломона своей мудростью.
В позднейших сказаниях Китоврас царствует «в граде Лукорье», где днем он царь над людьми, ночью — над зверями. Он иногда является похитителем жены Соломона и гибнет в бою с ним.
Китоврас из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря (книгописец Ефросин). XV в.
Ефросин — монах-переписчик из Кирилло-Белозерского монастыря (окрестности Вологды), он переписал значительную часть рукописей, которые занимают особое место в древнерусской литературе. В них содержатся древнейшие списки «Александрии» (сказания об Александре Македонском) и «Сказания о Дракуле-воеводе».
В состав сборника входят апокрифические сказания, в том числе два варианта апокрифа о Соломоне и Китоврасе: один — представляющий собой почти дословный перевод из Талмуда (там вместо Китовраса представлен демон Асмодей), и другой — краткий, известный только в этой рукописи, где Китоврас назван сыном Давида, братом Соломона. Однако изображение кентавра, обнажающего меч, находится в другой части рукописи, с ним соседствует текст «Александрии». Соседняя с изображением страница упоминает людей с конскими ногами, которые вошли в войско Александра в качестве мечников. В тексте о них сказано: «О человецех от пояса конь, а горе человек, исполины нарицаются». Победив их, «Александр повеле оружиа створити и с стрелами и с мечи научи ходити и много ему на рати помогали».
Однако эти кентавры без корон и крыльев. Так что, вероятно, на монетах все-таки изображен Китоврас.
Возможно, русские князья использовали это изображение не только как символ мудрости, но и как своеобразный девиз — и мудрость, и сила, два в одном.
Если попытаться связать образ обнажающего меч кентавра с текстом апокрифа, то наиболее вероятно, что речь идет о сцене, когда Соломон спрашивает подведенного к нему Китовраса: «Что есть узорочнее во свете сем?» «Он же рече: всего есть лучше своя воля. И все переломал и поскочил на свою волю». Таким образом, важнейшей чертой образа Китовраса оказывается свободолюбие, которое очень ценили и русские князья.
М. Маркович
Комментарии
Как вариант)
Оставить коммент