История одного родника

 

История Чембулатова ключа тесно связана с важнейшими для Вятской и Казанской земли историческими событиями. К сожалению, в летописи взаимопроникновения культур разных народов, населяющих Поволжье, были и чёрные страницы. Одна из таких страниц – подрыв священного марийского камня Чембулат.

Дело в том, что на юге Вятского края располагались священные места для марийской традиционной религии, например, главное место поклонения верховному богу – Кугу юмо, что рядом с Кукаркой, нынешним городом Советском Кировской области. Это уже много позже из-за заселения исконных территорий русскими, мари стали оставлять свои земли и переселяться на территорию нынешней Марий Эл.

Вскоре русское население стало преобладать, однако мари не забывали своих священных мест и посещали их в большие праздники, устраивая здесь моления и жертвоприношения. Некоторым православным священнослужителям не нравилось, что язычество среди мари имеет крепкие корни, а христианство распространяется очень слабо. Это повлекло за собой достаточно жёсткие меры по отношению к собраниям и молебнам, проводимым на Вятской земле марийцами. Были введены запреты на сборы, жертвоприношения, за указанными культовыми местами установлен полицейский надзор, а также в было уничтожено особо почитаемое марийцами святилище - Чембулатов камень.

Позже, поскольку население вокруг стало почти сплошь русским, то надзор за молельнями и священными рощами перестал быть строгим. Да и в целом, отношение русского народа к традициям марийцев было достаточно терпимое.

 

istoria-odnogo-rodnika-01

Камень Чембулата в скальном комплексе на реке Немде.

 

Поэтому мари все равно тайно приходили к своим священным местам и совершали молебны ночью или рано утром. Вятские святилища имели всемарийское религиозное значение, приходили сюда издалека, проводя в дороге по нескольку дней. По воспоминаниям старожилов, ночные моления в священных местах сохранялись у мари до Отечественной войны 1941 года, а в некоторых местах и после неё. Интересно, что такие ночные моления (по описанию профессора Н. Морохина) сохранились до нашего времени, например, в священной Цепелинской роще (Горномарийский р-н республики Марий Эл).

В те давние времена многие мари шли, чтобы поклониться князю Чембулату и у камня принести молитвы и жертвы своему заступнику. А чтобы не было заметно, марийцы в жертву Чембулату приносили деньги (серебро и золото), а не жертвенных животных, как это делалось в обычных рощах.

И, действительно, если бы в данной местности появлялись чужие люди, явно инородцы, которые несли с собой гусей и уток или вели овец и быков – то местные власти сразу понимали, что марийцы готовятся к языческим жертвоприношениям. И тогда были бы приняты меры к запрещению языческих праздников. Деньги же были компактны и незаметны, а при обнаружении не вызывали бы подозрений, так как примерно в начале лета проводились ярмарки и базары, куда могли приходить люди из разных уездов и волостей Вятского края (сейчас - Кировская область).

Тайные моления проводили карты (жрецы марийской религии), которые также приходили сюда из дальних селений мари. Приносимые в жертву деньги зарывали после моления в особом тайнике недалеко от Чембулатова камня, чтобы их не могли найти местные жители. По преданиям, дух Чембулата благосклонно принимал эти жертвы и охотно помогал своим единоплеменникам. Поэтому к священному камню каждый год приходили люди со своими проблемами, бедами и болезнями.

За многие годы под камнем накопились большие богатства, но про тайник знали очень немногие: карты строго запрещали рассказывать про сокровенное место. Нарушившим обет карты грозили земными и небесными карами. По этой причине о зарытых деньгах долго никто не догадывался. Но рано или поздно всё тайное становится явным. Однажды в базарном кабаке один пьяный мариец проболтался об огромных сокровищах князя Чембулата, которые таятся около его могилы. На его беду рассказ подслушал лихой человек.

После этого разбойники долго сторожили у священного камня, не придет ли кто к заветному месту, чтобы допытаться, где зарыты деньги. И вот однажды ночью к камню на молебен пришла марийская семья, их разбойники и схватили. Денег у тех было мало, и разбойники стали пытать их, чтобы они выдали место, где зарыты жертвенные серебро и золото, обещая оставить в живых, если они укажут его. Однако марийцы молчали: возможно, они сами не знали, где таятся чембулатовы дары, а, может, предпочли принять смерть, чем нарушить суровую клятву. Тогда разбойники убили их, а трупы закопали недалеко от горы.

По легенде, лихие люди после своего злодеяния долго не прожили: пытались укрыться всей ватагой от грозы под большим дубом, но тут ударила молния и все погибли в нещадном огне.

istoria-odnogo-rodnika-02

Вид со скалы Чембулат.

 

А потом в этих местах стала твориться всякая чертовщина. То заблудится кто-нибудь из местных жителей в лесу, то в реке ребенок утонет, то скотина пропадёт, то на людей нападет ни с того ни с чего лютая злоба и начинается драка не на жизнь, а на смерть! Не стало житья людям во всей округе. Тогда догадался местный народ, что это марийский бог Чембулат «воду мутит»: разозлил кто-то древнего князя, и теперь никому не будет здесь покоя, пока всё не исправить. Но как поправишь такую беду?

На их счастье, случилось вот что: пас как-то один пастушонок-мальчик стадо коров недалеко от леса, где стояла легендарная гора. Потом привел стадо к реке Немде, чтобы напоить коров, а сам вздремнул в тени. И тут во сне является ему сам князь Чембулат в сверкающих одеждах, с воинами вокруг, и указывает на то место, где были закопаны убитые марийцы. Говорит, что следует достать их останки и похоронить так, как положено по древнему обычаю. А родник следует обустроить в память о тех людях, которые предпочли лютую смерть, но не раскрыли священной тайны! Побежал тогда пастушонок в деревню и рассказал про этот сон взрослым.
 
Нашли местные крестьяне останки невинно убиенных людей и похоронили их согласно древнему обычаю. Обустроили родник, что вытекал из-под камня, а часть костей положили в жёлоб, по которому текла родниковая вода. После этого вода, что вытекала из источника и омывала кости невинно убиенных страдальцев, стала целебной. Многие люди исцелялись у родника, а также набирали воду с собой.
С этого времени всякая чертовщина у Чембулатова камня прекратилась, а у марийцев стал почитаться не только сам камень, но и этот родник. После этого случая местный люд старался не мешать марийцам, которые приходили сюда молиться своим богам, но все же всегда находился неразумный человек, который хотел непременно завладеть богатством Чембулата. Копал несчастный и под камнем, и около камня, искал добро у родника, но даже если кто и находил деньги, то добра они человеку не приносили. Или спивался, или самого его грабили на пустынной дороге, или что-то другое случалось с желающим поживиться за чужой счет.

 

istoria-odnogo-rodnika-03

 

А марийцы до сих пор почитают Чембулата, его камень и сам родник, что берет начало у камня и впадает в Немду. До нашего времени, в память о стародавних преданиях, мари и все приходящие сюда бросают монетки в родник, а потом набирают целебной воды и увозят с собой, не забыв поблагодарить Чембулата за такой дар.

Татьяна М.