Дворец и клад бухарского эмира в Железноводске

 

Железноводск часто путают с Железногорском. Первый, город-курорт, раскинулся в Ставропольском крае, а второй - «во глубине сибирских руд». Сегодня я расскажу вам про первый. Он знаменит не только тем, что туда на минводы приезжали и Пушкин, и Лермонтов, но и тем, что некогда, во времена оны, жил да был здесь эмир.

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 01

 

А эмир — это вам не кот начихал! Эмир — это правитель и владыка немаленького куска территории. Эта территория до 1920 года называлась Бухарским ханством. Время его пришлось на 1500 — 1920 годы. Правители Бухары вели свой род от сына Чингисхана Джучи. Вот и тот эмир, который решил построить себе дворец в Железноводске, был из этой династии — династии Мангытов.

Звали эмира Сеид Абдул-Ахад-хан. Жизнь его была вполне спокойной, и множество подковерных интриг не принесли ему вреда. Он очень ратовал за сближение с Российской империей, и благодаря своим заслугам добился процветания своей страны. Это при нем в Бухаре начали добывать золото. На личных счетах эмира только в Российском государственном банке хранилась огромная сумма — около 27 миллионов рублей золотом. Во дворцах золота тоже было довольно.

На месте Железноводска во времена Абдул-Ахад-хана была казачья станица — большое поселение по меркам XIX века. Российская империя начала строить здесь курорт — Кавминводы. Поскольку эмир любил и Россию, и курорты, и поэтов, приезжающих отдыхать на воды, в 1898 году он начал строить себе здесь дворец. Здание, возведенное по проекту архитектора Владимира Семенова, было совершенно чудесным. Но закончили его в 1912 году, а эмир к тому времени скончался.

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 06

Дворец часто фигурировал на почтовых карточках.

 

Сын и преемник, новый бухарский эмир Сейид Алим-хан не проявлял ни малейшего интереса к делам и владениям своего отца в России. Поэтому он вскоре передал дворец на благотворительные нужды Российской Империи.

Мать императора Николая II Мария Федоровна Романова велела организовать во дворце приют для малоимущих женщин...

Во время Первой мировой войны в роскошных залах дворца разместился лазарет. После революции 1917 года здесь учредили санаторий. Сюда приезжали Клара Цеткин, Надежда Крупская, Мария Ульянова.

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 07

Фото санатория советского периода.

 

Санаторий имени Эрнста Тельмана здесь располагается и в наше время. Несмотря на то, что внтури сегодня — казенные интерьеры с приветом от советского прошлого, снаружи дворец все еще выглядит потрясающе.

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 08

 

Здание представляет собой дворец в сказочном восточном стиле. Вместе с частью парка, приегающей к стенам, он обнесен белоснежной ажурной литой оградой. Главный вход - в виде полукруглой арки с колоннами, к нему ведет широкая, но непередаваемо изящная каменная лестница в несколько пролетов. По углам выходящей прямо в парк ограды стоят колонны с бронзовыми львами... Раньше они были каменными, но при СССР их заменили, когда они разрушились. Львы олицетворяли мощь, силу и власть эмира. Их пьедесталы были украшены надписями на арабском «Добро пожаловать» или «Мир входящему».

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 13

 

Главный дом с башней-минаретом и приметным куполом украшен затейливыми арками в мавританском стиле и яркими росписями, а также мелкими декоративными элементами.

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 09

 

Отделка внутренних помещений дворца при создании поражала своим царским размахом и роскошью. Над ней трудились лучшие мастера из России и Хорезма. Преобладали традиционные красные, синие, зеленые цвета. Лишь ничтожно малая часть отделки стен сохранилась в наше время. Еще можно полюбоваться камином, который создан художником-керамистом Петром Ваулиным. Это именно благодаря ему мы восхищаемся нынешним внутренним убранством Третьяковской галереи, Морского собора в Кронштадте.

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 04

 

В одной из комнат сохранились элементы лепнины на потолке.

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 05

 

Вот и всё, пожалуй, что осталось внутри здания от богатой истории дворца Бухарского эмира.

Но снаружи полюбоваться есть на что!

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 10

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 12

 

С этим дворцом связана легенда о кладе бухарского эмира.

 

Известно, что последний бухарский эмир, Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, был очень богатым человеком. Его состояние составляло 120 миллионов рублей золотом. После гражданской войны и военной операции Красной армии по захвату Бухары Алим-хан вынужден был бежать в Афганистан. Но свои богатства он все увезти не смог.

По данным очевидцев, он отправил караван с золотом куда-то в район Гиссарских гор. Однако некоторые утверждали, что клад бухарского эмира может быть закопан и неподалеку от его дворца в Железноводске. Как хан мог ухитриться это сделать, и, главное — зачем — неизвестно, но уже несколько поколений передают эту легенду из уст в уста.

 

dvorets-i-klad-buharskogo-emira 11

Сейид Алим-хан, 1911, фотография С. М. Прокудина-Горского

 

Так это или нет, доподлинно установить не удается. Однако точно можно сказать, что на курорте отдыхали полсотни лет состоятельные люди Российской империи. А в парке около дворца, который сейчас поименован «Лечебным» или просто «Железноводским» - гуляют тоже достаточно небедные дамы и господа. Ни на что не хочу намекать, но отмечу, что с металлоискателем в окрестностях попадаются крайне занимательные находочки.

Р. Юзенас