Как побывать в Китае, не выезжая из России?

 

Очень просто: выезжаем в столицу Калмыкии — Элисту, и делаем фотосеты на фоне красивых дацанов.

 

 

Расскажу о своем путешествии в этот славный буддийский оазис. Ехать из Краснодара в Элисту недалеко, всего около 500 километров, то есть — часов семь, потому что я не люблю лихачить на наших удивительного качества дорогах. Каждый раз, как ни сяду за руль своего «фиатика», все время удивляюсь — как еще у него подвеска к лешему не полетела.

Начитавшись нехороших отзывов о дорогах Калмыкии, запаслась не только бутербродами и огурцами на дорожку, но и газовым баллончиком, а еще под сиденье положила топорик, ну, чтобы обеспечить психологическое спокойствие. На самом деле, я топориком только на кухне умею орудовать, курицу разрубая. А Fiskars лежал в багажнике машины, на всякий случай, вместе с ножовкой.

Первую часть дороги, до Кропоткина, это 148 км, пролетела почти без осложнений, со скоростью 90-100 км/ч. Следующим пунктом назначения было Ипатово, за пару часов до него я решила передохнуть, выйти, так сказать, полюбоваться красотами. Далее, отрезок пути Ипатово — Элиста дался нелегко, там много резких поворотов, надо ехать небыстро и внимательно.

 

 

Если же добираться до Элисты от Москвы, лучше всего взять билет на самолет. Так будет быстрее и безопаснее, и не нужно беспокоиться за оставленный перед гостиницей или кафе автомобиль.

 

История Элисты

 

На самом деле, нужно сказать пару слов о том, кто такие калмыки. Это потомки ойратов, монгольской народности, откочевавшей в 16-17 веках из Джунгарии в Россию. Позже их земли вошли в состав России как Калмыцкое ханство. Ближайшие родственники калмыков по ойратской линии проживают в западной части Монголии. Все калмыки, которых я встречала, были очень дружелюбными и приятными людьми.

Город же Элиста был основан в 1865 году. По большей части, это было поселение сельского типа, и каменных домов почти не появлялось до 1930 года.

 

 

 

Тогда в Элисту начался активный приток русского населения, начали строить «сталинки», а позже — панельные «хрущевки». Вид города Элистра начала приобретать только к 50- гг.

 

Элиста сегодня

 

Когда приезжаешь в город, сразу становится понятно, что постройки здесь — дикая смесь современных зданий, буддийской культуры и частной застройки.

 

 

Памятники вообще выглядят, как чисто монгольские.

 

 

Меня, конечно, в первую очередь интересовали буддийские дацаны и святыни. Просто было интересно, что неподалеку от исконно русских территорий есть такой оазис восточной культуры. Словно другой мир. Правда, «иномирность» Элисты я не сильно прочувствовала: всё было как свое, родное. Однако, едешь-едешь, и то тут, то там, приветы из Китая. Точнее... Сами судите.

 

 

В самом центре города, на улице Ленина, есть Золотые ворота, Алтын Босх. За ними - самый насыщенный участок города, с непередаваемой атмосферой калмыцкой культуры и фольклора. Кстати, ворота издают перезвон колокольчиков: под их крышей очень много китайских колокольчиков-трубочек, которые у нас часто вешают над дверями магазинов для оповещения, что кто-то зашел.

 

 

За воротами — статуя Будды. Установлена она в 1996 году к 60-летию Далай-Ламы — об этом написано на табличке возле статуи.

 

 

Дальше, если пройти серое здание мэрии, будет пагода семи дней. Семь дней, по буддийской мифологии, означают семь будд, последним из которых был Шакьямуни, и каждому из них посвящен ярус пагоды.

Внутри пагоды семи дней можно увидеть и дотронуться до кюрдэ — особенного барабана, внутри которого находятся мантры, а на поверхности на тибетском, старинном калмыцком языках и санскрите - нанесена самая известная: «ом мани падме хум» (буквальный перевод - «о жемчужина, сияющая в цветке лотоса», что олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума).

 

 

Проходим дальше. Здание правительства республики тоже неинтересное, но не серое, как мэрия, а белое. И около него — феерический фонтан «Три лотоса».

Рядом — статуя Владимира Ильича Ленина с руками в карманах. Кстати, местные считают, что у Ленина были калмыцкие корни: как мне рассказала приветливая женщина возле памятника, дед Владимира Ильича по отцу был портным из Калмыкии, который потом переехал в Астрахань. Место, где стоит памятник, фонтан и пагода семи дней, называется «Площадь Ленина». Самая удивительная в России!

 

 

Если дальше идти по Ленина. Будет пушкинский сквер, ДК, кинотеатр, офисный центр... Гулять можно долго, фотографируя интересные памятники.

 

Это не Ленин, это Белый старец - хранитель жизни и долголетия, символ благоденствия в буддийском пантеоне.

 

Золотая обитель Будды Шакьямуни

 

Все же пропущу свои прогулки, и перейду к самому интересному. В конце пощади Ленина стоит то, что притягивает взгляд.

Все мы знаем, что буддийские святилища называются «дацан». Однако калмыки меня удивили. Здесь то же самое именуется «хурул». Итак, новый хурул, который называется «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (по-калмыцки название звучит, как «Бурхн Багшин алтын сюм», появился недавно, в 2005 году, но сразу стал центром притяжения буддистов со всей нашей страны.

 

 

Около ворот в хурул на улице Ленина стоит камень в честь посещения святыни Далай-Ламой, а также правила посещения хурула. Если кратко: барабаны крутить по часовой стрелке, входя в большой молельный зал, три раза поклониться перед входом, снять головной убор и обувь, в алтарь не заходить, стены с росписями не трогать, не фотографировать, вести себя тихо, не поворачиваться спиной к статуе Будды.

Вокруг Золотой обители — 17 пагод в честь 17 великих учителей буддизма. Есть несколько пагод с барабанами-кюрдэ. Такие же около входа в храм.

 

 

Есть и местечко, где верующие оставляют свои ки-мерины, разноцветные платочки, которые должны способствовать притоку сил душевных и физических. Платочек обязательно выбирают по цвету, есть система, когда каждый из 5 главных цветов соответствует какому то году и месяцу.

Перед центральным входом есть забавные львы. На самом деле, этот грозный хищник как бы охраняет учение буддизма.

 

 

При входе снимаем обувь, потому что всюду ковры. Первое, что потрясает: внутри хурула — 12-метровая позолоченная статуя Будды, одна из самых больших в Европе. Исподтишка сфотографировать ее несложно. Но больше я фото не делала! Внутри все очень красиво, я думаю, не хуже чем в китайских или монгольских дацанах.

 

Старый хурул

 

Второй хурул — более старый. Он расположен почти за городом, на юге Элисты. Он называется Сяксюн-Сюмэ. Он небольшой, и, говорят, выполнен в более тибетском стиле. Выглядит скромнее и как-то вдохновеннее. Здесь тихо и спокойно.

 

 

Гирлянды ки-меринов все также полощутся на ветру. Многие уже выцвели.

 

 

Внтури хурула — тоже статуя Будды и красивые расписные интерьеры с красными колоннами, но фотографировать я уе не стало. Не хотелось нарушать покой этого места... Да и людей, за спинами которых меня с моим мелким ростом и небольшим смартфоном не видно, тоже не было. Еще служитель храма был очень доброжелателен и очень много рассказал мне про буддизм, обычаи и о том, что следует делать в хуруле и около.

В целом, от Калмыкии остались очень теплые воспоминания. Советую всем, кто хочет больше узнать о буддизме, о калмыках, и вообще почувствовать что-то восточное, необычное для обычного русского человека, тоже съездить в Элисту.

Р.Юзенас