Записки лягушки-путешественницы. Центральная набережная Волгограда

 

Поезд прибыл в город Волгоград уже глубокой ночью, и казалось, единственное, чего желает мой уставший организм, это сон. Но какой может быть сон, когда жажда новых знаний и впечатлений неуклонно влекут меня вперед?

Куда же пойти в первую очередь, что посмотреть - тем более, что и город-то совсем не знаю? Думала я недолго: пошла на набережную и не прогадала. Набережная встретила меня мириадами ярких звездочек. Казалось, что идти вот так, влекомой звездной дорожкой, можно бесконечно. Идти вперед... Главное - не сворачивать с пути.

 

naberezhnaya-volgograda-01

 

Сама набережная была отстроена заново в 1952 году по плану архитектора Василия Симбирцева. Тогда же она получила название — Набережная 62 Армии, воины этого воинского соединения стояли насмерть на её рубежах и ценой невероятных усилий не подпустили врага к берегу Волги.

Естественно, каждому запоминается своё, но не обратить внимания на центральную лестницу просто невозможно! Ширина лестницы – 40 метров, она состоит из 8 площадок, 9 маршей и 100 ступеней. Завершается Центральная лестница колоннадой.

 

naberezhnaya-volgograda-02

Раннее утро, набережная, город еще спит.

 

Вообще-то, мы забежали немного вперед. Центральную набережную города Волгограда открывает фонтан, носящий название «Искусство» или «Фонтан Дружбы Народов». Он был установлен в 1957 году и представляет собой скульптуру из трех девушек, исполняющих танец в народных костюмах, создана эта скульптурная композиция по мотивам всемирно известного танцевального коллектива «Березка». Сам фонтан не работал, да это и понятно... время его работы — весна-лето. И вот уже после фонтана, мы подходим к центральной лестнице.

 

naberezhnaya-volgograda-03

 

Если встать на её вершине и посмотреть направо, то взгляд сразу притягивается к необычному зданию, выполненному в форме шайбы. Это здание речного вокзала города Волгограда. Строительство началось в 1980-х годах и состояло из двух этапов: в первую очередь возвели причалы на намытой территории и зал ожидания, чуть позже достроили Центральный концертный зал (1989г.), что позволило речному вокзалу стать помимо транспортного ещё и культурным центром города.

 

naberezhnaya-volgograda-04

Автор проекта — ленинградский архитектор Тимофей Садовский.

 

Сложно представить, как было раньше, но сейчас здание выглядит заброшенным, а жаль, ведь могло и правда быть культурным центром города. Я надеюсь, что найдутся люди, и строение обретет вторую жизнь.

Очень хотелось совершить экскурсию на теплоходе, но, к большому моему сожалению, в осенний период водные экскурсии не проводят. Этот пробел при следующем посещении города Волгограда я обязательно восполню. Когда это произойдёт, не знаю, но когда-нибудь - непременно! А вот Волга порадовала, особенно в первый день... в ней отражалось небо...

 

naberezhnaya-volgograda-05

 

После Речного Вокзала я поднялась немного повыше и тут можно сказать, мне очень повезло. Среди деревьев открылся вид на замечательную Ротонду. Она находится на стыке верхней и нижней террас волгоградской набережной. Ротонда на набережной Волгограда появилась еще в начале 50-х годов (в 1952 г.) в период реконструкции довоенной набережной Сталинграда. В военные годы с этого места зенитная батарея 1083-го зенитного полка лейтенанта М.А. Баскакова вела обстрел вражеских танков.

 

naberezhnaya-volgograda-06

 

На самом деле, выше описана центральная часть набережной города. В целом её протяженность составляет 3,5 км и тянется она от волгоградского грузового порта с одной стороны и до нового моста через Волгу - с другой. На всей её протяженности можно найти массу достопримечательностей, красивых аллей и памятников. Однако сейчас мы обратим внимание лишь на её южную часть, где установлен памятник морякам-речникам Волги – пожарный бронекатер «Гаситель».

 

naberezhnaya-volgograda-07

 

Этот корабль получил свое первое боевое крещение еще в годы Гражданской войны. В эту, первую свою войну, корабль сопровождал грузы и ходил в разведку. А в 1942 году немецко-фашистские войска на севере города подожгли нефтяные баржи. Тот день стал для «Гасителя» началом Сталинградской битвы. Его использовали для эвакуации раненых, для переправы вооружения и пищи, для тушения пожаров. Октябрь 1942 стал для корабля роковым, после очередного рейда в корпусе корабля оказалось около 3 тысяч пробоин. Он затонул, но уже в следующем году был поднят и отремонтирован. Еще 20 лет «Гаситель» служил своему городу и в 1966 году был списан и затоплен. Как бы пафосно это не звучало, но город не забыл о своём верном защитнике-корабле — спустя 8 лет он был поднят и стал памятником морякам.

 

naberezhnaya-volgograda-08

 

Елена Морозова