Один вокруг Хубсугула. Поход в 400 километров. Часть 1
Озеро Хубсугул, расположенное в Монголии на высоте 1650 метров, в 20 километрах от российской границы, называют младшим братом озера Байкал. Они и вправду очень похожи. Разве что Хубсугул в 5 раз меньше Байкала и по протяжённости, и по глубине. Даже формой они чем-то схожи, прозрачностью и чистотой воды.
Я решил пройти 400 километров вдоль лесистого и малообжитого побережья озера Хубсугул за 20 дней. Цель похода — не только увидеть новые земли и людей, получить драйв от одиночного похода в 400 км по малообжитым, диким местам, но и познание самого себя, своих сил. А главное, почувствовать себя настоящим мужиком! Почувствовать игру мышц, усталость тела. Вернутся в тот дикий и первозданный мир, мир наших предков. Мир, в котором расчёт только на своё умение, выносливость, силу.
О маршруте
Мой маршрут начинается из посёлка Ханх, расположенный на восточной стороне озера в 20 километрах от российской границы. От Ханха до ближайшего и единственного населённого пункта на побережье Хубсугула, поселка Хатгал, примерно 190 км. Эта, первая часть маршрута, наиболее лёгкая, проходит по низменной береговой линии с обилием песчаных пляжей и мелких речушек. Плохенькая автомобильная дорога, обходя мысы и ручьи, периодически выходит к побережью и будет сопровождать меня до самого посёлка Хатгал. Во время дождей эта дорога непроходима.
Посёлок Хатгал расположен в самой южной оконечности озера и отличается вполне хорошей автомобильной дорогой, связывающей его с п.Мурэн и далее с Улан-Батором, что делает его крупной туристической базой.
Дальше посёлка Хатгал западный берег практически не исследован туристами и даже в интернете мало описан. Медведи и волки — единственные жители этого побережья. Считается, что тропы вдоль этого берега нет. Хотя спутниковые снимки и карты генштаба указывают на наличие тропы вдоль западного берега. По этой тропе я и планирую пройти. Как выглядит это тропа, я не знаю. Судя по карте, с одной стороны озеро, с другой — близко примыкающий горный массив с крутыми склонами и полным отсутствием видимого жилья
Снаряжение и питание
Так как поход одиночный, он не предполагает помощи со стороны и пополнения запасов на всём протяжении 400 км. Все 20 дней пути нести всё необходимое снаряжение и продукты питания придётся на себе. Нужно уложиться в вес рюкзака 20, максимум 22 килограмма. Из них на продукты питания приходится 14 килограмм.
В таких условиях стандартное снаряжение и привычные продукты питания современного туриста - тушёнка, к примеру, не годится. Выбираем сухие продукты с максимальным белково-калорийным потенциалом: конопляная и овсяная каши, гречка, орехи кешью и грецкие, изюм, немного фиников и инжира. Чтобы жизнь не была столь пресной - мёд, а шоколад заменят какао-бобы. Пятьдесят граммов твёрдого сыра, и для увеличения калорийности - 50 грамм сала в день, как-никак, сало самый калорийный продукт, 900 ккал в 100 граммах.
Рыбная ловля не входит в мои планы, цель пройти автономно, не пополняя добычей запасы пропитания. Хотя, от грибочков и ягоды я точно не откажусь.
С палаткой также придётся расстаться: слишком тяжёлая и не столь безопасная, скрывает обзор при отдыхе. Лежишь в ней как в гробу, ни рожна не видать. Не даёт возможность обсохнуть или согреться сидя у костра в дождливую погоду. Вместо неё — легкий навес, который можно установить у костра и всегда иметь возможность наблюдать окружающую обстановку и любоваться природой и звёздами.
Хубсугул находится на высоте 1650 метров над уровнем моря. Погода непредсказуема. В августе может и жара стоять +30, а на следующий день ветер задует и пригонит тучу снежную. А без костра, да под снегом, ой как холодно! Лёгкий летний спальник не панацея при температуре, близкой к нулю.
Я еще не знаю, что ждёт меня впереди, какой погодой встретит меня озеро Хубсугул. Но я уверен, отзывчивые местные жители, живущие и сейчас кочевой жизнью, радушно примут меня по традициям своих предков.
Часть 1. Ушедшая под лёд колонна бронетехники. Продуктовый запас.
Мой поход начался 1 августа 2016 года из посёлка Ханх, что с вольного перевода с монгольского значит «пустой, свободный». История посёлка началась с давних времён, когда император повелел насильно заселить северную часть озера, пригнав кочевников и осадив их на берегу, дабы земли не пустовали. Когда это было, история умалчивает, говорят при Чингиз-Хане, уж больно любят историки привязывать исторические события к именам великих. Сохранилось и еще одно название посёлка – Турт.
Но доподлинно известно, что на берегу озера стояло крепкое рыболовецкое хозяйство русского купца. Стояли рубленные избы и велся круглогодичный лов рыбы: хариус, ленок, налим. Поставлялся улов в Россию по Тункинскому тракту. Монголы, по давней традиции, рыбу в пищу не употребляли. Зачем, когда есть баран, его поймать проще. Сейчас от рыболовецкого посёлка старого Ханка остались только обгорелые проплешины на высоком берегу южнее нынешнего посёлка.
Расспросы местных жителей подкинули в копилку неразгаданных тайн еще одну легенду, и достаточно свежую, о затерянной во льдах Хубсугула колоне советской бронетехники.
Было это в начале 1969-70 гг, когда конфликт идей СССР и Китая мог перерасти в открытую войну. Тогда, в апреле 1973, срочно перекидывали с Иркутска части бронетехники к границам КНР через дружественную нам Монголию. Апрельский лёд не столь прочный, ночи тёмные и длинные, GPS навигаторов тогда не существовало. Колонна шла, ориентируясь по компасу, прямым курсом из Ханка в Хатгал по льду.
Дороги по берегу тогда не существовало вовсе. По рассказам местных жителей, колонна насчитывала 200 машин. Ночью, в районе шаманского острова Далайн-Модон-Хуйс лёд не выдержал, и часть бронетехники погрузилась под воду.
Вот это сенсация! На дне Хубсугула — колонна бронетранспортёров, а то и танков! Но по многолетнему опыту поисковика знаю: любит народ сгущать краски и увеличивать число спрятанного барином золота до размера царской казны. Так и в 200 машин на дне озера что-то не верится. Попробую узнать подробности у местных старожилов, живущих ближе к тем трагическим местам.
Вдоль восточного берега идёт автомобильная дорога, плохенькая, та самая, которую в 70-е годы проложили наши военные инженеры, чтобы перебрасывать войска к границам КНР. Во время дождей она становится мало проходимой для большинства техники, петляет, обходя прижимы и мысы. Эта дорога будет сопровождать меня до самого Хатгала, второго посёлка на берегу Хубсугула.
Первые три дня пути — ничем не примечательные, разве что красотами дикого озера да ежедневными ночными дождями. Днём светило солнце, температура +28-30, а вода +20. Вода пресная и кристально прозрачная, небо отражается в спокойных голубых водах.
Встречаемые мной русские туристы, на машинах забравшиеся, казалось бы, в такие дали, с удивлением встречали меня и даже жалели: «Один! Да в такую даль! Да пропадёшь! А ногу сломаешь! А медведи!» Поили чаем, женщины провожали с нескрываемым восхищением, пытаясь дать в дорогу чего-нибудь вкусненького.
Милые, заботливые наши женщины, благодарю вас за вашу заботу, непременно бы взял ваши вкусняшки, но, как я ни старался уменьшить вес своего снаряжения до приемлемых для меня 20-22 кг, вышло, как обычно, больше 27 кг. Вес, не приемлемый для меня и дальнего похода. Для дальнего похода вес рюкзака рассчитывается как 1/3 веса человека. Если вы весите 60 кг – ваш рюкзак не должен быть больше 20 кг, 90 - рюкзак 30 кг, морской пехотинец в 120 кг может тащить 40 кг долгое время.
На третий день, поняв, что я превращаюсь во вьючное животное и никакого наслаждении от похода при таком весе рюкзака ждать не приходится, решил расстаться с частью продовольственного запаса. Тем более, что купленное на рынке часть солёного сала стала подозрительно попахивать и киснуть. Когда я убрал из рациона 4-й приём пищи и 600 граммов сала, о котором я впоследствии неоднократно вспоминал, мой рюкзак стал легче на 4,5 кг, и походная жизнь вошла в своё русло. Два часа непрерывного ходу, потом длинный привал, обед. Далее — опять два часа непрерывного хода и опять длинный отдых. За два часа по тропе или дороге в среднем проходишь 8-9 км. Моя норма в день — 20 км.
За три дня я прошел 54 километра по восточному берегу Хубсугула. Он красив, дик и изобилует дровами и удобными стоянками с потрясающим видом на горы западного берега с чарующими по красоте закатами. Эта часть маршрута доступна всем видам транспорта и автомобилистам и велосипедистам.
Продолжение следует...
Рудольф Кавчик
Комментарии
от комаров- дым костра
Прямо как в той знаменитой песне:
Шел я и в ночь — и средь белого дня;
Близ городов я поглядывал зорко;
Хлебом кормили крестьянки меня,
Парни снабжали махоркой.
Кто Вам-то мешает?
Молодец дядька
Красота конечно.
там наверно поселения на берегах есть?
Так понимаю, городки живут исключительно туризмом?
Городки живут за счет туристов и 1 сентября пустеют полностью. Сезон закончился, городок опустел. Остаются охранники и пустые юрты. Ханк, живёт за счёт русских туристов. Хатгал, за счёт монгольских и редких иностранных туристов.
И упаси попасть в непогоду и дожди на восточном побережье. Сухие долины с ручьями по щиколотку разливаются руслами быстрых рек с довольно неприятными бродами. Дороги размывает к чертям. Дорога Сантын Даваа и южнее - скользкое грязное плохопролазное месиво. Проверено в этом году. Различия природы и покрытий увиденные в нынешнем велопоходе в сравнении с сухой прошлогодней погодой - глобальны. Поход и приключение превращаются в выживание.
Это я как бы в предупреждение восторженным читателям.
Оставить коммент