Клады – легенды и реальность

 

«Клад, спрятанный в землю, перестает быть просто монетами или драгоценностями. Как только клад зарыт, над ним образуются незримые охранные силы, и он становится самостоятельным существом».

Поверья и традиции Древней Руси

 

До сего времени мы говорили о кладах, как источнике исторической информации, сбережениях купцов и простых людей, скрытых в земле до лучших времен. В этом материале мы заглянем за грань реальности. Поговорим о мистике в истории кладов и древних сокровищ. О событиях, необъяснимых с точки зрения нашего повседневного жизненного опыта. О том, что находка старинной вещи может повлечь за собой целую цепочку событий.

В старину любой клад был окружен множеством легенд и преданий. Самое первое это «заговоры на клад» - тайные слова и заклинания, произносимые над сокровищем для того, что бы привлечь потусторонние силы к охране богатства. По мнению Андрея Низовского, автора книги «Зачарованные клады России», клад - это древний символ жизненной энергии, изобилия, удачи и счастья. В системе языческого мировоззрения древних славян сокровище рассматривалось как воплощение магической силы его владельца. Поэтому первоначально клады закапывались навечно, навсегда! Ведь утратив сокровище, его хозяин мог лишиться магической силы, и даже жизни!

 

sarmaty-k-08

Блинов В. К. Картина на шкатулке "Перунов цвет"

 

Это понимание клада как скрытого источника таинственной энергии сохранялось очень долго в крестьянской среде. Символом удачи являлись тогда, так называемые «закладные клады», которые закапывали под «святой угол» строящегося дома. Позднее вместо клада стали просто подкладывать под угол серебряные, золотые или, на худой конец, медные монеты. Эти клады, согласно древней традиции, никто не думал извлекать и использовать как деньги. Ведь они притягивали удачу и успех.

Соответственно, обнаружение клада - это мистический акт овладения чужой магической силой, чужой удачей и счастьем и тем самым умножение собственной силы. В народе глубоко сохранялась вера в то, что ни один клад не исчезает бесследно, но рано или поздно, на счастье или несчастье людям, он непременно будет обнаружен.

Овладение кладом, по древним поверьям, - это освобождение спрятанных предметов из власти сил потустороннего мира и возвращение их к жизни.

Сегодня мало кто верит в то, что сокровище охраняют невидимые таинственные силы или мифические существа, а заклятия имеют какую-то реальную силу. Но современным археологам все-таки приходится сталкиваться с фактами, имеющими зловеще-мистический оттенок.

Например, раскопки одного из сарматских курганов на юге России пролили свет на судьбу несчастного грабителя могил.

 

sarmaty-k-01

Сарматский курган.

 

Известно, что скифы и сарматы своих умерших сородичей, снабжали всем необходимым, на их взгляд, в загробном мире. В курганы вместе с умершими клали оружие, посуду, пищу, и, конечно же, драгоценности, составлявшие часть одежды, а также украшения. Об этом знали все соплеменники, и многие захоронения подвергались безжалостному разграблению еще в древности. Жрецы над курганами произносили страшные заклятия и магические формулы, совершали охранительные ритуалы. Законы племени сулили неминуемую смертную казнь. Но это не останавливало людей жаждущих наживы…

В процессе закладки исследовательского шурфа в сарматском кургане прямо под деревянным перекрытием в углу ямы был обнаружен скелет мужчины.

 

sarmaty-k-06

На раскопках.

 

Недоумение археологов вызвала его поза: мужчина лежал, скорчившись, у стенки погребальной камеры, упершись головой в угол. Обе его руки были резко согнуты и кистями прижаты к горлу, а ноги неестественно вывернуты коленями влево.

Получалось, что он сидел неудобно, на корточках, привалившись к стене. Осмотрев зачищенный скелет, антрополог сделал выводы, что мужчине было 25-30 лет, он имел хорошо развитую мускулатуру и был сарматом.

Но у участников экспедиции сразу возник вопрос: если это сармат, то почему он лежит в столь неестественной позе? Ведь сарматы хоронили своих умерших только в вытянутом положении на спине. Раскопки погребения продолжились, были найдены разбросанные кости еще одного мужчины. Археолог Евгений Васильевич Яровой в книге «Мистика древних курганов» восстановил картину трагедии, случившейся еще в глубокой древности около 2000 лет назад!

"Грабители работали ночью. Они хорошо знали расположение этого богатого захоронения и копали наверняка. Ход безошибочно вел в погребальную камеру. Охотники за сокровищами вскоре достигли центра кургана, пробили тронутые гниением деревянные плахи, и, согнувшись, проникли в узкое захоронение. Не теряя времени, они стали срывать с погребенного расшитые золотом одежды, разбрасывая кости умершего соплеменника, и стали выносить ценности, положенные в могилу. Работать под землей в низкой и узкой погребальной камере было страшно неудобно, дым факелов ел глаза, не хватало воздуха, но грабители были профессионалами и быстро «очищали» захоронение. Но вдруг, подгнившие доски перекрытия, потревоженного людьми, неожиданно затрещали и медленно стали оседать в могилу. Грабители бросились в ход, ведущий к поверхности, но один из них не успел опомниться, как был придавлен тяжелыми дубовыми плахами. Из образовавшихся прорех сыпалась на него земля, и он в страхе забился в угол погребальной камеры и уже не смог выбраться. Более 1800 лет пролежал неудачливый сарматский грабитель в неудобной позе, в которой застала его смерть".

 

sarmaty-k-02

Схема кургана и грабительского подкопа

 

Внезапно рухнувшее перекрытие помешало грабителям вынести все из захоронения и археологам досталось около трехсот находок, десятки изделий из бронзы, серебра и железа. Среди ценностей, не вынесенных грабителями, были и серебряные римские денарии, превращенные сарматами в украшения. Кости, мелкие серебряные пряжки, фрагменты золотой фольги, которой были расшиты элементы одежды, посуда римского производства и более сотни «астрагалов» для игры в кости.

 

sarmaty-k-05

 

Грабители, по мнению Евгения Ярового, вместе со всем племенем участвовали в поминальной тризне, ели баранов, овец, пили привезенное римское вино, тут же у могилы разбивали пустые амфоры и вспоминали заслуги умершего. При этом они внимательно запоминали конструкцию погребального сооружения и расположение наиболее ценных вещей, что бы потом вернуться сюда под покровом ночной тьмы.

Что это было – справедливое воздаяние или нелепая случайность, теперь уже сложно сказать, но видимо, жрец, совершавший «камлание» при погребении знатного сармата, хорошо знал свое дело, и его заклятие сохранило на века захоронение одного из знатных сарматов и покарало дерзкого грабителя.

Так же было и в более поздние времена. Не имея возможности постоянно охранять зарытые сокровища (не поставишь же часового у каждого клада!), их владельцы применяли формы заклятий и заговоров, призванных уберечь клад от посягательств на него чужаков.

Продолжение следует…

Алексей Фоминых