Крым: дорога Белогорск - Приветное

 

Одна из самых живописных дорог Крыма - это та, которая ведёт из города Белогорска в посёлок Приветное у самого синего моря.

В некоторых путеводителях можно прочесть, что эту дорогу построили военные для своих целей примерно в начале 60 годов прошлого века. Но сие верно лишь отчасти.

На самом деле, это одна из самых старых дорог, пролегающих от степного Крыма до моря. Именно по ней и ехала наша императрица Екатерина II, совершая своё знаменитое путешествие в Крым. А всем известное шоссе, ведущее из Симферополя в Алушту, а затем в Ялту, в те далёкие времена вообще представляло собой узкую тропу, по которой не всякая арба могла проехать. Потому для императрицы и выбрали путь из Белогорска, через перевал Кок-Асан и уже потом к морю, на южный берег.

 

Дорога эта имеет богатую историю, да и сама по себе она какая-то не совсем типично крымская, более напоминает Кавказ или Швейцарию.

 

Правда, на некоторых участках дорога проходила немного в стороне от нынешней. Есть даже участки, где сохранились небольшие отрезки старой дороги, и они идут всего в нескольких метрах от нынешней. Но все-таки большая часть её проходит там же, где и была проложена изначально.

Впервые дорогу расширили в 1832 году. Затем в разные времена было выпрямлено несколько поворотов и взорвана пара скал, мешавших расширению дороги. Намечалось положить асфальт, но в результате закрыли только два километра от Красносёловки и всё. Затем просто насыпали гравий.

Тем не менее, дорога проезжая во все времена года, за исключением особенно снежных зим и весны, когда тают снега, начинаются паводки. Есть там пара мест, регулярно размываемых водой. Но дорожные службы, как правило, очень быстро всё восстанавливают. Оно и понятно: ближайшая дорога к морю в обе стороны слишком далеко. И люди, особенно местные, не желают наматывать лишние километры.

Кстати, о местных водителях…

 

На этом фото бравый турист фотографируется на одном из самых интересных участков дороги.

 

А вот в описании путешествия он пишет о своей поездке, как о подвиге. Дескать, проехать там почти невозможно, а я вот проехал.

Так вот, не верьте всем этим сказкам! Да, дорога требует внимания, но по ней проезжают даже грузовики, везущие с карьера щебень на стройки у моря. Для многих местных эта дорога - обычный путь. А участок дороги, где с одной стороны прижимают скалы, а с другой - глубокий обрыв, длится всего пару километров. Есть «карманы», чтобы встречные машины могли разъехаться. На всём протяжении дороги имеются родники и стоянки для отдыха.

Есть на этой дороге место, именуемое «Подковка», его легко заметить по стоящему у края дороги камню-памятнику с памятной табличкой. Считается, что в этом месте не раз наши партизаны громили вражеские немецкие колонны. Место идеально подходит для внезапного нападения. Ещё в далёкие царские времена здесь разные лихие люди устраивали засады на путников и торговцев.

Разгром одной из немецких колон был настолько чувствителен для фрицев, что спасшийся каким-то чудом офицер даже упомянул об этом в своих мемуарах, отметив, что это был самый страшный случай в его жизни за всю войну.

 

Когда я читал эти мемуары, меня заинтересовали следующие строки –

 

«Партизаны забросали гранатами головную и последнюю машины. Они загорелись. Остальным машинам и бронетранспортёрам некуда было деться. Дорога узкая. С одной стороны высокие скалы. А с другой – обрыв. Солдаты стали выпрыгивать из машин и пытаться спрятаться в придорожных кустах, прыгая в них с разбегу. Но зелёные кусты скрывали край высокого обрыва, в который и стали падать десятки людей. Почти все они погибли».

Стоп! О каком обрыве идёт речь? На Подковке действительно с одной стороны есть нависающие скалы, а вот с другой стороны никакого обрыва нет! Там плавно уходящее вниз ущелье, всё заросшее кустами и деревьями. Некуда там прыгать. А вот просто бежать есть куда.

Два дня с МД в руках, проведённые на Подковке, не дали никаких результатов, кроме двух винтовочных гильз. Но такие «сокровища» и в собственном огороде найти можно.

А вот дальше по дороге есть очень похожее место. Я бы его назвал второй Подковкой. Как раз там-то присутствуют все приметы: и нависающие скалы, и прикрытый кустами край обрыва. Как мне потом удалось выяснить, именно это и есть настоящая Подковка.

Там же, где находится памятный камень, просто более удобное место было для его установки, к тому же с «карманом» для машин.

 

belogorsk-03

На карте красным кругом обозначена Подковка с памятником. А ниже, у самого края карты, видна вторая, настоящая Подковка.

 

Вот так изучение исторических материалов долгими зимними вечерами помогло мне определить истинное место, где партизаны совершали свои подвиги. Дальнейшие походы с МД, лишь подтвердили мою правоту, находок было много, очень много!

Но эта история имеет трагическое продолжение. После разгрома колонны немцы так разозлились на татар, живущих в селе Приветное, что собрали около сорока человек, привели их к тому месту и всех расстреляли на краю обрыва. Фашисты думали, что так называемые местные батальоны самообороны, состоящие из мусульман, давно держат под своим контролем все близкие к дороге высоты. Но немцы ошиблись, и эта ошибка стоила им дорого!

 

На фото именно это самое место.

 

На всём протяжении дороги от села Красносёловка и до самого Приветного вдоль кромки леса, стояли посты, состоящие из румынских солдат. Вояки они были так себе…

Посты располагались буквально метрах в 30–50 друг от друга, а примерно посередине пути так вообще у них был целый лагерь. Даже сейчас, когда там побывал уже не один десяток копарей, попадаются румынские и немецкие монетки, жалкие медальки, иногда штыки, патроны, консервные банки.

И опять в разных книжках сочиняют сказки, что немцы, боясь неожиданного нападения партизан, вырубили здесь лес с обеих сторон дороги на расстояние до километра… Ну что это за бред?!

Нет там ни таких расстояний, ни таких топографических условий, что бы настолько широко вырубать лес. Например, от стоянки Нижний Кок-Асан по прямой вверх, в горы, по лесной дороге километр - это уже глухой лес. Дубы и буки там не просто вековой давности, есть экземпляры многовековые.

Да и первая серьёзная стоянка мощного партизанского отряда практически рядом. Это что же, немцы вырубили лес до самого партизанского лагеря? Любят же у нас горе-писаки сочинять что попало…

Кстати, одна из самых смешных баек - это сказ про то, что сразу за Красносёловкой немцы вкопали по самую башню в землю танк «Тигр», который обстреливал… в общем, ничего не обстреливал, потому как ничего немцы не закапывали!

А дорога сегодня проходима для любого транспорта, очень красива, есть, где остановиться, побродить с металлоискателем. Да и разного рода лесники не очень часто бывают в этих краях. Наверное, ленятся.

Если кто-то захочет остановиться на ночлег, удобнее всего это сделать на оборудованной туристической стоянке Нижний Кок-Асан. Тут и вода есть, и дрова, и красивые пейзажи. Большая поляна, отличное место для палаток и машин.

Единственное предупреждение – посреди поляны большое скопление разросшихся кустов. Копари, посещавшие эти места ранее, не раз находили неразорвавшиеся ВОПы, в основном гранаты разных образцов, и почему-то именно в эти кусты побросали часть своих опасных находок. Так они там и лежат.

Никому нет до них дела. Ни МЧС, ни кто-либо другой увозить их оттуда, похоже, не собирается. Одно хорошо, кусты эти страшно колючие, и народ ни за дровами, ни просто из любопытства, туда не лазит.

Так что собирайтесь в путь-дорогу! Найдётся в Крыму много мест, интересных и новых даже для тех, кто уже бывал у нас в гостях. Отдохнуть есть где, ну и покопать…

Тем более, совсем скоро лето, и если выбор, куда отправится в отпуск, выпадет в пользу Крыма – не прогадаете! И пусть вас не пугает отсутствие моста. Паром - не проблема, зато отдохнёте хорошо и будет что вспомнить, а может, и находки порадуют!

 Дервиш