ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 1.

Заметки новичка-краеведа.


«…Пройдя так реку Чепцу, они вошли в великую Вятку и, проплыв по ней немногим более пяти вёрст, увидели справа на высокой красивой горе чудской город, окружённый земляным валом и рвом, а также начинающийся от реки Вятки глубоким оврагом, называемый чудскими племенами Болванский городок, что ныне именуется Микулицыно по реке Микуличанке… И приступили к тому городу весьма жестоко и сурово, призывая на помощь святых страстотерпцев Бориса и Глеба…и тот укрепленный город взяли приступом 24 июля 6689 года и побили тут много чуди и вотяков, другие же по лесам разбежались…»

ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 1.
Фрагмент «Летописи «О стране Вятской»

Появление первых славян на Вятке не отражено в общерусских летописях, но вполне конкретно датируется местными вятскими источниками концом XII века.

Здесь требуется небольшое уточнение.

Рукописи вятских летописцев датируются концом XVII – началом XVIII века. Археологические раскопок тогда не проводилось, а историю 500-летней давности летописцы знали плохо. Пользовались изустными народными преданиями. Полученные сведения авторы старались изложить с максимальной точностью, но в летописях содержится много исторических противоречий, и использовать их как достоверный исторический документ следует с большой осмотрительностью

ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 1.
Фото: Кировский краеведческий музей. Находки с древнерусских городищ на Вятке.

Археологические находки последних лет свидетельствуют о том, что русские стали появляться на Средней Вятке ещё в X - XI веках.

Это были преимущественно новгородские первопроходцы – «дети боярские и люди молодые»; небольшими вооружёнными отрядами они сплавлялись по рекам Северная Двина, Юг и Молома, откуда попадали на Среднюю Вятку. На здешних землях вооруженные «ватаги» занимались разбоем и грабежом, собирали дань с местного населения, устраивали временные базы на территории заброшенных городищ.

Укрепленные русские поселки представляли собой в большинстве случаев очень маленькие поселения, и не были ещё городами (в экономическом и военно-административном смысле этого слова). Известны Котельничское, второе Моломское, Ковровское, Шебалинское, Истобенское, Подрельское, Орловское и другие русские городища.

ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 1.
Фото: Кировский краеведческий музей. Находки с древнерусских городищ на Вятке.

Походы в новые земли для новгородцев были поиском новых путей и расширением сфер влияния. К тому времени Господин Великий Новгород уже страдал от перенаселения, сельскохозяйственные земли были истощены, главный продукт экспорта – дикий пушной зверь – истреблён.

Вятская земля для новгородцев казалась весьма привлекательной. Бассейн Средней Вятки (от Моломы до Чепцы) находится примерно на широте Новгорода Великого (580 31’), близкие климатические условия помогли бы колонистам быстро наладить собственное сельскохозяйственное производство на новой территории. Поселения коренных жителей Средней Вятки были немногочисленны, а сами жители не воинственны.

Согласно «Повести о стране Вятской», летом 1181 большая партия повольников попала на приток Вятки – реку Чепцу. Построила себе плоты, и отправилась вниз по течению. Дорогой новгородская дружина, как водится, громила чудские и вотяцкие посёлки. В первых числах августа (По новому стилю), выйдя из устья Чепцы в Вятку, примерно через 11 км пути они увидели на правом крутом берегу большое укрепленное поселение. Это было чудское городище-святилище. Конечно, какое-то имя у города имелось. Ныне оно утрачено. В летописных источниках поселение фигурирует под русским именем «Болванский городок», так как в нём стояли языческие идолы («болваны»).

ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 1.
Примерно такую картину могли увидеть на берегу реки Вятки новгородские дружинники.

Для «чуди» (так русские в старину называли народность коми) идолы олицетворяли Богов. Идолы могли быть деревянные, каменные, металлические, им поклонялись и приносили жертвы. Располагались они по погостам, в домах и лесах. В зависимости от значимости идолы почитались либо отдельными семьями, селениями, либо населением целой округи. "Суть же у них стари кумири, к ним же издалеча прихожаху, и от далних мест поминкы приношаху, и за три дни, и за четыре, и за неделю" (Епифаний Премудрый)

Продолжение следует…

Елена Анфилатова.