По Чудским следам! Часть 4 (Заключительная)
Заметки новичка-краеведа.
В 70-х годах ХХ века происходил осмотр городища кировским историком профессором А. В. Эммаусским и археологом И. И. Стефановой. По их мнению, городище являло собой укрепленное поселение ананьинских племен, обитавших в бассейне р.Вятки в VII – III веках до н. э. Эта характеристика и была изложена на охранной плите, укреплённой в 1972 году на памятном знаке.
Фото: Охранный знак на территории Истобенского городища
Немало находок было сделано также экспедицией студентов Кировского педагогического университета под руководством В. В. Ванчикова в 1997 году.
В старые времена Истобенское поселение нередко называли «Чёртовым городищем». С ним было связано немало легенд и преданий.
Некоторые из них А. А. Спицын записал. В числе легенд есть такая: один нуждающийся в земельном участке крестьянин прельстился пустующей территорией городища и решил распахать её. Однако неведомая сила вдруг подняла пахаря вместе с лошадью и перебросила через овраг. Какое-то время спустя эту же затею решил осуществить другой местный поселянин, но вскоре умер от непонятной болезни.
Ещё в окрестностях Истобенска распространено предание о сражении близ него каких-то рязановцев с устюжанами. Тиваненские крестьяне, пользуясь им, делают предположение, что на их городище стояла какая-нибудь сторона сражающихся. По легенде, где-то на территории городища закопан ценный клад. Правда, чтобы его раскопать, нужны четыре человеческие жертвы.
Но легенды легендами, а объяснить, откуда появилось название «Чёртово», можно и вполне прозаично. В культурном слое ананьинских поселений преобладают кости (поэтому их называют костеносными). Берег реки у Истобенского городища подвергается интенсивной водной эрозии, в старину крестьяне окрестных деревень часто находили кости, костяные и железные стрелы и другие непонятные предметы, весьма похожие на обломки рогов. Отсюда и черти.
Фото: Находки с Истобенского городища (Из собрания Истобенского краеведческого музея)
Истобенское городище входит в Перечень объектов культурного наследия федерального значения с 1972 года. Раскопки и распашка земли категорически запрещены без специального разрешения.
В круг моих интересов поиск и вынос ценных артефактов с посещаемых территорий не входит, поэтому покидаю древнее городище, унося только массу новых впечатлений… и пакетик грибов.
Фото: Прощальный взгляд с крутого берега. Вид с Истобенского городища в сторону Орлова
Фото: СтОит перейти неглубокий, заросший крапивой и малиной овражек западнее городища – и вот она, цивилизация.
(Здесь, в заключение, ещё немножко науки)
На нижней и средней Вятке и ее притоках известно немало памятников ананьинской и пьяноборской культур: Пижемское городище (близ Советска), Кривоборское (близ села Просница), малое Никульчинское и другие.
На таких поселениях археологи, как правило, находят много изделий из кости: различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг. Характерна круглодонная керамика с ямочным и шнуровым (отпечатанным верёвкой) орнаментом. Известны находки кремневых наконечников стрел и скребков. Не менее любопытны остатки сооружений для получения железа. Они представляли собой спаренные ямы, в одну из ям послойно закладывались руда и уголь. Смесь поджигалась. Вторая яма, отделенная от первой, служила предтопочным помещением. С этой стороны через отверстия (глиняные трубки) от мехов подавался воздух. Восстановившееся из руды железо стекало в нижнюю часть горнового помещения. После того, когда горн остывал, с его дна вынимали слиток железа (крицу).
Однако на бОльшей части городищ в бассейне Вятки Чудские следы сохранились плохо, так как, начиная уже с IX века, территории этих поселений активно заселяли русские колонисты.
Елена Анфилатова
По материалам:
Истобенского краеведческого музея,
Краеведческого сборника «Истобенск: взгляд через столетия»
Сайтов: //komanda-k.ru/Россия/село-истобенск
//www.istobensk.ru/index.php/history/gorodishe
//rodnaya-vyatka.ru/places/7343
Комментарии
Спасибо за рассказ. Очень интересный и увлекательный.
Из Ваших слов вытекает, что эти следы были уничтожены восточными славянами. Однако, если сравнивать даты, между временами поселений ананьинских племен, которым посвящена эта часть статьи, и "русскими колонистами" лежит одиннадцать веков. Не кажется ли Вам, что за это время любые следы сохранились бы, скажем так, плохо?
Оставить коммент