Збручский идол.
История одной случайной находки. Часть 2


Итак, изваяние получило название по реке Збруч, в которой и было найдено. Но что оно собой представляет на самом деле и почему оказалось в реке?


Збручский идол
Збручский идол
Збручский идол


Ещё граф Потоцкий, будучи человеком образованным предположил, что скульптура изображает языческое божество балтийских славян Святовита (Свентовид). И основания для такого предположения имелись, ведь как раз у Святовита по описанию средневековых хронистов было четыре головы. Вроде бы всё сходилось и в общем-то было принято научным сообществом того времени.


Идол Святовита
Идол Святовита установленный польскими язычниками в 90-х.

Идол Святовита
Так мог выглядеть храм Святовита в Арконе (о. Руян).


Б. А. Рыбаков Но уже в XX веке версию графа Потоцкого опровергли советские учёные и в первую очередь посвятивший много времени изучению Збручского идола великий русский археолог и историк Б. А. Рыбаков.

Борис Александрович считал, что все изображения на статуе обращённые к четырём сторонам света и объединённые под одной шапкой символизируют облик вездесущего Бога – Рода, воплощающего в себе во вселенском масштабе всё ныне существующее. И люди, и боги, как верхнего, так и нижнего мира – всё это в миропонимании древних славян было плоть от плоти, кровь от крови Всеотца - Рода.

Академик Рыбаков отождествлял мужскую фигуру нижнего ряда с Велесом, владыкой нижнего (навьего) мира, над которым находится мир людей - изображения среднего ряда. Верхний ряд фигур, это мир небесный, мир богов. Все же фигуры в комплексе отражают представления славян-язычников о вселенной, их понимание мироустройства.

Что касается идентификации Б.А. Рыбаковым каждого из изображений верхнего ряда, то он сопоставлял фигуру с солярным символом как Хорса или Даждьбога - бога солнца. Фигуру с мечом как изображение Перуна. Женскую фигуру с рогом как богиню плодородия (в том числе) Макошь, а фигуру с кольцом как Ладу, покровительницу любви, богиню весны.

Ответ на вопрос о том, каким образом древнеславянский идол попал в реку, был найден экспедицией Института археологии АН СССР в 1984 году.

Тогда археологи открыли два довольно больших городища-святилища X-XIII вв., на реке Збруч. Сегодня есть основания полагать, что тайные моления там проводились вплоть до XVIIв. Оба древних памятника действительно отличались необычайно внушительными размерами для подобного рода сооружений. Одно из них находилось на горе Богит, самой высокой точке в округе, второе на мысу в пяти километрах выше по течению реки.


Городище на горе Богит.
Городище на горе Богит.
Богит - гора на границе Тернопольской и
Хмельницкой областей Украины, 417м. над уровнем моря,
с ІХ-X по ХIII вв. была центром Славянского
культового комплекса в Медоборах.

Городище на горе Богит.
Остатки капища.


Само устройство обнаруженных городищ-святилищ было вполне традиционным, особенностью их являлись громадные размеры.

По мнению исследователей, примерно в X веке, в этом, тогда очень глухом месте, на большом удалении от сколько-нибудь значимых, крупных городов Киевской Руси нашли себе приют люди, отвергшие насаждаемое жёсткими методами христианство и продолжавшие чтить веру предков.

Именно здесь в течении как минимум нескольких столетий существовал крупнейший языческий центр!

Сейчас уже ни для кого не секрет, что крещение Руси проходило далеко не так гладко и мирно, как это пытались представить христианские, православные писатели на протяжении сотен лет.

Многие отказались тогда принять чуждую им веру, кто-то сопротивлялся насильственной христианизации и был уничтожен или приведён к крещению насильно. Другие ушли в недосягаемые для княжеско-боярских соглядатаев леса и пустоши, там и основали святилища, где у них была возможность соблюдать завещанный предками уклад жизни.

продолжение следует...

Д. Нукратец.