Как я заболел туризмом.

Интервью с Дмитрием Зоновым, неутомимым скитальцем по бескрай-ним российским просторам и исследователем истории своего края. (г. Киров)
Интервью с путешественником Дмитрием Зоновым

Дмитрий как давно вы увлеклись туризмом и с чего всё это начиналось?

– Так получилось, что каждое лето нас с братом отправляли на Смоленщину к бабушке, где все окрестности были в нашем распоряжении, видимо тогда у меня появилось стремление к изучению окружающего пространства. Манили и чистые реки (Угра, Уссия), и леса с заброшенными окопами и блиндажами, и даже военный аэродром, где довелось посидеть в кабине всепогодного перехватчика МИГ-23, и увидеть не только МИГ-25, но и даже МИГ-29, только поступивший на вооружение… Когда взял сад в Ю-м районе Кировской обл., обошёл все окрестности, стал собирать информацию о деревнях, которых когда-то тут было множество. Постепенно пути-дороги удлинялись, а с появлением доступа к космической съёмке и подробным топографическим картам, включая старые, дома усидеть стало просто невозможно. Отдельная тема – водные маршруты. Однажды взяв двухнедельную путёвку на семью по Вятской Швейцарии, без сплавов по нашим рекам мы уже не мыслим отпуска. Даже 8-летний внук по рекам прошёл уже больше 500 км, в прошлом году он прошёл маршрут 1 взрослой категории (170 км, 8 дней на воде).

Чем обусловлено то, что путешествуете вы по своей области, финансы, нехватка времени или вам просто интереснее исследовать свой край?

– Если посмотреть на старую карту Кировской области с окрестностями, станет по-нятно, что места у нас очень интересные. Множество старинных сёл (зачастую заброшен-ных), прекрасные красивые реки, старинные дороги, соединявшие Приуралье с севером России, а центральную Россию с Сибирью. Конечно, зовут и такие регионы, как Северный Урал, Тиманский кряж, Карелия, Байкал, Дальний восток, но такие путешествия требуют значительно больше времени, и совместить их с садоводством никак не получается.

Как вы пришли к такому необычному варианту туризма как путешествие по старым, ныне не существующим дорогам и поиску мест, где, когда то располагались деревни?

– Мне кажется, это наоборот, самый обычный вариант туризма, по крайней мере, мно-гие мои знакомые увлекаются этим же. Я думаю, мало найдётся людей, которые безраз-личны к истории своего края, не все, конечно, готовы изучать её ногами и вёслами, но ко-гда я показываю свои фотографии из путешествий, вижу в глазах людей неподдельный интерес. Иногда бывает, пишут люди, которые выросли в этих самых ныне заброшенных деревнях, писали из Киева, Крыма, Канады, для тех, кто уехал далеко, родина особо дорога.

Каким образом происходит подготовка к выездам?

– Обычно варианты летних и осенних маршрутов прорабатываю ещё зимой – для это-го есть замечательная программа САС планета, которая позволяет не только скачивать карты и космосъёмку с самых различных сервисов и промерять маршруты, но и готовить карты для навигатора. Команда собирается по-разному, когда – заранее, когда – экспромтом. Ну а туркомплект – лодка+палатка+спальники+коврики+посуда и т.д. всегда недалеко. Изредка подбираю заранее подробную информацию по интересным точкам, хотя обычно всё бывает наоборот, собираю лишь краткую информацию, а потом уже по своему треку и фотографиям подробно изучаю пройденное.

Что служит определяющим в выборе маршрута?

– Наличие интересных мест по маршруту, особенно ранее мной не посещаемых, доступность для заброски, наличие по маршруту обзорных точек, перспектива подножного корма (грибы, рыбалка, ягоды). Очень интересны старые пути, скажем Ношульский тор-говый тракт, водный маршрут с Сев. Двины на Вятку, дорога Баковщина-Великорецкое (Кировская обл.) и др. Иногда встречаются участки, где похоже были городища, эти места остаются в памяти и на фотографиях.

Сведение карт, работа с навигатором - насколько это необходимо?

– Конечно, впервые походы я ходил/ездил на велосипеде/сплавлялся фактически вслепую, бывало и плутал, только врождённое чувство ориентации выручало. Потом появилась двухкилометровка «Киров и окрестности». Когда познакомился с Гугл Планета Земля, мир перевернулся – оказывается, даже рыжиковые места (тут речь о грибах) можно искать из космоса, не говоря уже про следы бывших деревень и старинные дороги, которые зачастую прослеживаются по лесу и через сотню лет. Очень много дают старые топографические карты. На участках с качественной космосъёмкой, конечно, можно обойтись и без навигатора, но он значительно облегчает жизнь, скажем, когда оказываешься на густо заросшем березняком поле, или неожиданно в лесу теряешь заброшенную дорогу. Ну и конечно, запись трека – это святое, позволяет не только точно восстановить пройденный маршрут, но и привязать к местности фотографии.

Во что, в финансовом смысле, обычно выливаются выезды, выходы и каким образом удаётся экономить?

– Так как путешествуем в места не очень дальние (кроме Кировской области это республика Коми, Вологодская и Архангельская области), финансовая сторона меня не беспокоит, благо я уже давно не бедный студент, хотя и богатым человеком меня вряд ли кто сочтёт. Туристская амуниция покупается постепенно, иногда на халяву (так, сосед по га-ражу предложил лодку «Славянка» за 500 руб – грех было не взять), а служит достаточно долго, так что много расходов это не требует. Про крючки – ножи – котелки вообще говорить нечего. Так что сильно экономить и не пытаемся.

Зимние выходы на лыжах - поддержка формы, просматривание маршрутов на лето или просто "душа просит"?

– Да не могу я просто дома сидеть – если уж не в лес, то куда-нибудь, скажем на Подчуршинское городище (Кировская обл.), всё равно уеду, душа просит, особенно когда солнечно. Летние и зимние маршруты практически никогда не совпадают, зимой свои ограничения, но и свои возможности. Скажем, именно зимой на «Охотниках» я без проблем прошёл заболоченную часть Бобинского бора, изучал район оз.Белужьего, побывал в Пышаке.

О фотографировании?

– Фотографировал я всегда, сколько себя помню. Но только переход к цифровой фотографии дал возможность снимать всё, что интересно – от букашек-цветочков до архитек-туры и рассветов-закатов. Скажем, из прогулки Зверевы-Соковино-Вепри-Шабары-Ложкари я привёз около 700 снимков, со сплава Луза-Юг-М.Сев.Двина – более 3000. С плёнкой это было бы не реально. Конечно, фотоаппараты у меня фактически как расходный материал (бывает – тонут, бывают – бьются), но и стоят сейчас «боевые» модели не дорого.

Что вас удивляло или показалось особенно интересным при прохождении заброшенных дорог?

– Интереснее всего встретить тут бывших местных, которые, как правило, могут много чего рассказать по истории этих мест. Интересно обнаружить старые пруды, увидеть вековые липы и тополя, остатки резных карнизов и наличников на старых домах. Как поёт Макаревич, «дороги идут по древним местам... ». И когда идёшь по такой вот старинной дороге, душа это чувствует.

Приходилось ли вам встречать следы деятельности тех, кто увлекается приборным по-иском?

– Встречал следы весьма бурной деятельности копателей – в Кильмезе, Шабурах, За-медянцах (Кировская обл.) У меня эти раскопки обычно вызывают негативные ощущения, люди приходят чужаками, а после себя оставляют сплошное свинство. Не брезгующих подкопом фундамента церкви, как в Замедянцах, я называю гробокопателями. Раскопки, по моему мнению, должны вестись только системно, с подробным описанием находок и мест их расположения, а экспонатам место в музеях.

А как же тысячи правильных копателей, не оставляющих после себя «лунного пейзажа» и не лезущих, куда не положено, ведь и они познают историю, идя своим путём?

– Копательство с целью познания истории – это совсем другая тема. Правда и ведут себя эти копатели по-другому, не оставляют безобразных ям. Но остаётся вопрос о том, что результаты любых подобных раскопок должны быть общим достоянием, а не экспонатами домашнего музея. К сожалению, и наши городские музеи не всегда проявляют себя в этом плане должным образом, я как-то не ощутил с их стороны интереса и каких-то попы-ток организации исследовательских экспедиций в те места, где по моим данным издавна жили люди.

Каким образом вы находите места, где, когда то проходили дороги, если сейчас там глухой лес или болото, и со спутника ничего не заметно?

– Ну, во-первых, со спутника следы дороги обычно всё-таки прослеживаются, иногда неплохо видны даже перепаханные деревни. Во-вторых, есть старые карты, по которым худо-бедно можно определить дорогу, особенно ценны в этом отношении старые карты Генштаба, но и дореволюционные дают определённую информацию. В частности, от Анкушино мы вышли на старую дорогу на Тиминцы именно по карте 60-х годов (с помощью навигатора). Ну и в-третьих, в лесу старые дороги обычно нормально прослеживаются и через сотню лет, так как телегами выбивалась достаточно глубокая колея, напротив Сырьян дорогу по лесу и болоту, например, прекрасно видно, хотя пройти по ней сейчас и сложно, на поле определиться без навигатора намного сложнее.

Может, были какие-то интересные находки, не обязательно имеющие отношение к ар-хеологии?

– Как правило, мы изучаем только содержимое каменистых осыпей по берегам рек. Обычно у нас встречаются окаменелости брахиопод, криноидий, мшанок, реже - окаменевшие кораллы и раковины моллюсков. В 2012 г. на р.Лузе нашли два обработанных камня – скребка, предположительно мезолит.

Окаменелости: морские лилии и брахио-поды, р.Великая Обработанная рабочая кромка скребка, р.Луза

Все наиболее интересные находки относим в музеи, многое оставляем на месте. Иногда попадаются и более современные находки – бронзовая помпа конца 19 века и остатки кузницы в б/д Чимбулат, кованый старинный замок ещё в одной бывшей деревне.

Что вы хотите увидеть, когда проходите дороги, которых давно нет или посещаете, так же не существующие теперь, деревни?

– То, что осталось, следы былой жизни. Всегда интересно представить, как раньше жили люди. Некоторые места связаны с историей конкретных людей (б/с Вагино – родина Ксенофонта Анфилатова), некоторые – с легендами (Подчуршино), но практически всегда люди селились в красивых, интересных местах.

Может быть, есть какие-то рекомендации для тех, кто хочет попробовать себя в подобном отдыхе-поиске? О чём надо подумать в первую очередь и уделить наибольшее внимание.

– Чтобы получать удовольствие от подобных путешествий, нужно правильно оценивать свои возможности и хорошо спланировать маршрут. Пешком и на лодке мы обычно планируем пройти 20-25 км в день, чтобы всё было с чувством, с толком, с расстановкой. Проходили на резиновых лодках за день и по 45 км, пешком – 40 км, но это уже не интересно. Собственно все походы задумываются с целью побывать в красивых интересных местах, поэтому спешка тут ни к чему. Ну и нужно быть готовым к возможным капризам погоды, для наиболее критичных позиций предусматривать гермомешок или плотный пакет, ну а в сухом спальнике можно и при минусовой температуре спать (несколько раз до-водилось, хотя наши спальники формально от +5°С, в спарке – теплее, так что удобнее брать два спальника-одеяла и состёгивать их). Аптечка с собой – вещь необходимая, для неё удобно использовать банку из-под селёдки – не мнётся и герметична. Всегда с собой – зажигалка, нож и компас. Кроме того, по возможности нужно предусмотреть места аварийного схода с маршрута. Фотоаппарат я использую бюджетный, по опыту, у меня сей-час к нему следующие требования:

  • относительно небольшие размеры и вес, желательно, чтобы он размещался в кармане, и объектив должен сам открываться/закрываться;
  • зумм не меньше 8 – 12, и с оптической стабилизацией, раньше не считал это обязательным, но опыт показал, что нужен, и для съёмки с обзорных точек, и для съёмки портретов на фоне пейзажей;
  • стандартное питание (АА), желательно не больше 2-х шт., что позволяет легко и недорого взять с собой несколько запасных комплектов заряженных NiMH аккумуляторов, которые я использую также для внешнего питания навигатора и зарядки сотового телефона и даталоггера.
Для подводной съёмки вожу с собой ещё и дешёвенький подводный Kodak, дочка в Красном море снимала им и на глубине 15 м, по документации – можно использовать до 3м.

Не все могут позволить себе тратить много денег на оборудование для путешествий, навигаторы и т.д. Какие-то практические советы, как сэкономить?

– Ну во-первых, перед покупкой посоветоваться с более опытными товарищами, поис-кать отзывы в интернете, что позволит купить только то, что необходимо. Во-вторых, ста-раться не торопиться с покупкой – в разных магазинах цены весьма разные, и часто на се-зонные товары можно дождаться скидок. Лучше подольше выбирать, но купить именно то, что нужно и по минимальной цене. Скажем, я достаточно долго выбирал последнюю палатку и спальники, пользуясь своим опытом и опытом друзей, и взял именно то, что на-до. Платку надо обязательно брать двухслойную и с тканевым дном, своего «Эксплорера» я использую уже года 4, ставится за 50 сек (засекал), но по вместимости строго соответст-вует заявленной – 3 чел. В «Чепце-1» троим даже свободнее, но у неё свои недостатки, впрочем, иногда хожу и с ней, вес-то всего 800 г. Первый навигатор выбирал достаточно долго – раньше было очень мало навигаторов, позволяющих установить стороннее про-граммное обеспечение (OziExplorer), а Навителы и Автоспутники в лесу бесполезны. Сей-час практически все навигаторы позволяют это делать, так что осталось три критерия: удобство пользования, цена (чтобы не очень жалко было потерять) и чипсет (SirfAtlas V меня вполне устраивает). Конечно, интересны туристские навигаторы (чувствительностью и сменным питанием), но у них два существенных недостатка: небольшой дисплей и вы-сокая цена. Автомобильный с 5” дисплеем стоит 2-3 тысячи рублей, при использовании я подключаю его к внешнему блоку питания, и знаю, что не подведёт. Из программного обеспечения – использую только OziExplorer, загружая карты Генштаба и космическую съёмку, реже другие карты.

Фото из личного архива Дмитрия Зонова:

Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем Интервью с кладоискателем

Интервью для сайта МД Регион брал Д. Нукратец.

P.S. Самый главный вопрос – почему я путешествую – остался без ответа.

Просто мне это нравится, я не мыслю себя без дороги.
Зимой жду весну, что бы походить по весеннему лесу, когда он просыпается. Весной – лето, пору сплава. Летом – осень, любимое время пеших прогулок. Осенью – зиму, что бы забраться туда, куда летом по тем или иным причинам не получается. Ну и узнавать новое о своей земле всегда так интересно!
С Уважением ко всем.
Дмитрий Зонов, вятский скиталец.