Лунные артефакты и лунницы. Часть 1

Вместе с появлением человечества возник и культ Луны. Из любопытства мы решили исследовать, как выглядят артефакты, посвященные луне, в разных культурах. 

 

 

Представьте себе, что вы не знаете, откуда на небе появилась эта сияющая сфера, к тому же каждый день меняющая размер, цвет и форму, а еще время от времени исчезает. Думается, что наши предки были в большом недоумении и пытались объяснить все эти явления.

Я уверен, и мою уверенность наверняка разделяют историки и археологи, что наши предки посвящали много времени интерпретации и изучению влияния Луны на их тела, владения и пропитание, а также на основные виды деятельности – сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, охоту, рыболовство. В ранние времена Луна считалась божеством.

 

Боги Луны

 

Кратко перечислим лунных богов разных цивилизаций.

 

  • Месопотамия – божество, называемое Син. 
  • Шумер – Нанна, Наннар или Энзу, что еще означает «Господин мудрости». В период с 2600 по 2400 год до нашей эры его почитал как отца богов, начальника над богами или создателя всего сущего. Мудрость, получаемая от древнего бога, выражалась в практической астрономии и астрологии, в которых наблюдение за лунными фазами было очень важным фактором.

 

Наннар. Барельеф 8 века до н.э. Хранился в музее Алеппо, Сирия

 

  • Древний Египет – сразу несколько лунных богов, таких, как Джехути (известен под греческим наименованием Тот). Он был лунным богом, ответственным за измерение времени, был также богом мудрости, письма, музыки, магии, заклинаний и символа Луны в египетской мифологии. Еще одним лунным богом был Джансу (Хонсу), его имя связывали с медициной, он был защитником больных и отгонял злых духов. Он также символизировал плодовитость земли, силу роста и рождаемость.

 

Статуэтка Джехути в виде бабуина, Древний Египет. Лувр

 

  • Финикия – Астарта (Иштар), возможно, это шумеро-аркадское произношение имени Исида (древнеегипетская богиня). 
  • Древняя Греция – как богиню Луны почитали Селену, и ее греческое имя было связано со словом «селас», что означает «свет». Селена, в конце концов, сдала свой пост Артемиде, известной в Древнем Риме, как Диана. 

 

Это все классика, но была еще и Азия, и Новый свет. 

 

  • Индия – Сома (или Чандра), в индийской мифологии является хозяином звезд на небесах, растений на земле, почитается как господин над разумом всех людей и ответственным за обряды и обеты. 
  • Китай – богиня Чанси, которую позже стали называть Чан Э, тоже свзана с полодородием земли и женщин, а также является покровительницей охотников.
  • Ацтлан – в государстве ацтеков славили богиню Луны и ночи Койольшауки. Ацтеки верили, что она может насылать на человека безумие и помогать в военных действиях, а еще она была госпожой всех звездных божеств.
  • Муиска (Южная Америка) – в этой культуре, которая предшествовала инкам, почитали лунную богиню Чиа. Следы ее остались и сегодня: так называется город возле Боготы, где были главные святилища данной богини.
  • Инка – богиню называли Мама Килья, она всегда сопровождала своего мужа, Инти, бога Солнца, на небесном дворе. Луну изображали в виде серебряного диска с лучами. В храме Солнца в Мачу-Пикчу были и изваяния богини Луны. 

 

Золотое навершие церемониального ножа. Мама Килья. 1100 год н.э. Музей Чикаго

 

Теперь переберемся к нам, поближе к славянам. 

Как пишет автор Николай Липин в книге «Забытые боги славян», у наших предков изначально также существовала диада богов солнца и луны, именуемых Солунь и Лунь. Изначально это были два бога, но позже луна стала отождествляться с женским началом. Некоторые называют данную богиню Дивией, но это не совсем верно, так как Дивы (Дивии) в славянской мифологии «заведовали» грозами.

Оставим мифологию и перейдем к интересующему нас аспекту - к лунным артефактам. 

 

Лунные знаки

 

Амулеты в форме полумесяца или диска люди использовали тысячелетиями. Изначально эти амулеты предназначались для женщин, потому что даже лунных богов-мужчин связывали с плодовитостью, преумножением, ростом и тому подобным понятиями.

Амулеты изготавливали из разных металлов, но чаще всего – из золота и серебра. 

 

Золотые римские лунницы

 

Женщины носили лунные подвески – лунницы – в качестве украшений, на шее, в виде серег, подвесок. 

Первые из подобных подвесок-лунниц были обнаружены на изображении двух женщин в Египте, относящемся к 55 году до нашей эры. 

 

 

Далее в античности было достаточно много изображений граждан Римской империи с подвесками в виде растущей луны на шее. Лунница, например, появляется в портрете императора-узурпатора Магнеция (351-353 гг.) – тоже на шее, что заставляет нас предположить, что военные тоже использовали такие амулеты, чтобы защитить себя от чужих заклинаний. 

 

 

Для защиты своих лошадей римляне тоже использовали подвески-лунницы. Они были чрезвычайно распространены, и часто украшали сбрую лошади прямо на лбу. Например, на погребальном памятнике Флавиуса Басса в музее Кельна можно рассмотреть лунницы на скульптуре лошади.

 

Римская «конина» - части упряжи, лунницы.

 

Ну, раз кони защищены, теперь осталось только защитить дом. Может быть, подковы как раз было принято вешать над порогом потому, что их форма напоминала луну? Подкова - это волшебный символ, который считается самым старинным талисманом в мире, они висели и иногда все еще висят у входа в некоторые дома, защищая своих жильцов, и, предположительно, привнося в их жизнь процветание и удачу. 

Есть несколько мнений, как вешать подкову. В некоторых странах и уголках мира считается, что нужно располагать ее концами вверх, как намек на сосуд, собирающий благодать и благословение и передающий их хозяевам. В других думают, что необходимо вешать подкову концами вниз, так как удача и все такое прочее должно сразу «стекать» в дом. 

Но возвратимся к нашим лунницам, которые можно обнаружить и в языческий, и в христианский период... 

Продолжение следует…

Павел Макаров