Готика, модерн и клады в Самаре
Самара — огромный, красивый город, о котором можно рассказывать в цикле статей на сто. И то придется ужаться и писать только самое-самое важное, весьма схематично. Потому опишу то, что зацепило меня с первого взгляда, то, что запомнилось и впечаталось в сердце. И нет, это не чудесная набережаня Волги — я была в Ростове-на-Дону, и там набережная не хуже, и не ракета. Меня после Останкинской башню вблизи почему-то ракета не впечатлила. А музей космонавтики имени Циолковского с отличными экспонатами и в моем родном городе есть.
В общем, еду я как-то на трамвае в сторону ТЦ «Космопорт» и вдруг мой взгляд, прикипевший к двухэтажным домикам, зацепляется за острые красные шпили. Что? Что это такое? Почему среди остатков маленькой патриархальной Самары стоит замок графа Дракулы? Было темно, и шпили подсвечивались демоническим красным светом. Такое было ощущение, что за домами мелькнуло, как минимум, подожженное крестьянами обиталище Виктора Франкенштейна, а как максимум - портал в преисподнюю.
Но всё оказалось совсем наоборот. Как пояснил мне приятель, живущий в Самаре, я увидела кафедральный собор местных католиков — костел Пресвятого Сердца Иисуса.
Храм Пресвятого Сердца Иисуса
Этот костел на улице Фрунзе, бывшей Саратовской, в был построен в 1906 году на деньги польской католической общины. Если вы не знали, то Поволжье считалось цетром католичества в России. Приверженцы «римского закона» появились здесь еще в XVII веке — поляки на русской службе, расселявшиеся в этих местах. В дальнейшем поволжские католики прирастали немцами и поляками — теми, кто перешел в российское подданство. Немцев привлекала служба при русских монархах, а поляков вообще сюда ссылали за антироссийские восстания в Польше.
Строительство собора.
Вот так в Самаре тоже образовалась обширная катлоическая община. Под религиозные нужды изначально использовались деревянные строения, но после возведения кафедрального собора все изменилось. Богослужения стали красивыми и торжественнми. Великолепный орган был выписан из Австрии. Правда, проработал костел недолго...
В 1918 году большевики забрали у храма «излишки» драгоценной утвари, в двадцатые годы еще несколько раз провели национализацию церковного имущества, после чего, в 1930 году уничтожили орган, полностью разгромили интерьеры и вынесли вообще все, что не было прибито. Костел был закрыт. Затем, в целях назидания, все внутри прибрали и разместили в зале антирелигиозный музей, который в 1941 году сменил отдел природы Краеведческого музея.
Как часто бывает, музейный статус защитил культовую постройку от полного запустения. И в 1996 костел снвоа был передан общине католиков. Сегодня в храме Пресвятого Сердца Иисуса проводятся богослужения.
Храм этот очень красивый. Можно, кажется, целый час просто стоять и смотреть на него, думая о вечном. Готические шпили очень располагают к размышлениям о высоком.
Острые башни выглядят одновременно хрупкими и суровыми, темный кирпич усиливает впечатление серьезности, а узкие просветы на вершинах башен создают впечатление необыкновенного изящества, как будто здание полностью лишено тяжести. Ощущается эта пронзительная устремленность к небу, которую встретишь только в храмах Западной Европы.
Внутри храм полностью белый, и это тоже поражает. Как будто попадаешь в чье-то сердце — сквозь внешнюю, грубоватую темную каменную оболочку — в теплую, чистую мараморную глубину и вышину.
Потрясающее впечатление.
А вечером храм подсвечивался, потому что рядом, в музее модерна, проходило какое-то представление. Кстати, о музее модерна.
Музей модерна в Самаре
Музей модерна расположен просто впритык к храму Пресвятого Сердца Иисуса. Просто я никогда раньше не видела, чтобы так близко находилсь два настолько непохожих по стилю и очень интересных здания.
Так вот, музей модерна расположен в старинном особняке Александры Курлиной. Дом был построен в 1903 году купцом Курлиным для своей супруги, в нее дом носит свое сегодняшнее неформальное название. Есть легенда, что лепное изображение изящной женской головки над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара воплощают образ прекрасной хозяйки Сандры Курлиной.
Так или иначе, это одно из первых в Самаре зданий в стиле модерн.
Интерьеры дома пережили революцию и национализацию. И, оказывается, пояснение этому можно найти внутри, на пояснительных записках к экспонатам.
Интерьеры, меж тем, завораживают. Начиная со входа и лестниц, окон с чудесными цветными витражами и заканчивая уютными комнатками и залами.
Мне лично казалось, что я умру, если что-то тут не потрогаю руками. Это не та вычурность и пышность царских палат, это что-то непередаваемо прекрасное и близкое.
Камин, например, потрогать точно можно.
Тут все в стиле модерн. И даже можно похвалить люстру. Помните, как в старинном советском анекдоте: «Сходил в театр. Ну что сказать, красивая у них там люстра». Здесь, в особняке Курлиной, люстра модерновая и действительно красивая.
В 2008 году здание аккуратно и бережно реконструировали, облагородили милый внутренний дворик. Вот там-то и проходят перформансы и показы фильмов, а также выступления самарских и приглашенных коллективов, разные фестивали и лекции.
А если говорить о тайнах особняка, то вот вам одна: в подвале музея модерна находится мемориальная зона — стена с выбоинами от пуль и непонятными надписями. Кто их оставил — арестованные чехословацкой контрразведкой красногвардецы или анархисты, штаб которых располагался в доме Курлиной, и устроивших в подвале тир?
Кстати, Александра Курлина, хозяйка особняка, дожила до весьма преклонных лет и скончалась только в 1970-м году. Правда, проживала она в Москве в обычной коммунальной квартире на улице Мясковского.
Многие полагают, что Курлина могла спрятать клад — либо где-то в подвалах своего особняка, либо уже в Подмосковье. Основание этому слуху дает тот факт, что перед смертью женщина отдала своей соседке, с которой была очень дружна, драгоценную личную печать Александра Георгиевича Курлина из горного хрусталя...
Роза Юзенас
Комментарии
Оставить коммент